Водители, внимание которых было отвлечено в ходе эксперимента, моделировавшего ситуацию с использованием сотового телефона с микрофоном (hands free), иногда вовремя не останавливаются на красный сигнал светофора, а когда его замечают, тормозят резче обычного, тем самым увеличивая риск создания аварийной ситуации. Об этом свидетельствуют результаты нового исследования.
В ходе исследования из 36 испытуемых водителей около 95% останавливались перед белой линией, когда зажигался красный сигнал светофора. При этом то же самое смогли сделать лишь 80%, когда их внимание отвлекало устройство, имитирующее мобильный. Люди более старшего возраста - особенно это касается женщин ? более других подвержены воздействию отвлекающего фактора.
Результаты исследования, проведенного психологом университета Флориды и двумя специалистами страховой компании Liberty Mutual, были переданы для публикации в журнал Accident Analysis & Prevention.
По словам Питера Ханкока, психолога и руководителя исследования, полученные результаты свидетельствуют о том, что запрет на использование мобильных телефонов, не имеющих устройство hands free, не решает проблемы, связанные с тем, что отвлекает от вождения внимание водителей. Специалисты не уверены, является ли проблема с использованием сотового телефона во время вождения "структурной" (это их термин; он означает, что человеку не хватает рук для выполнения задачи) или "функциональной" (то есть задача предъявляет слишком много требований к мышлению). По словам Ханкока, цель исследования заключалась в том, чтобы проверить функциональную сторону; оно показало, что главную опасность представляет проблема, связанная с мышлением.
В ходе эксперимента на приборной панели автомобиля был установлен компьютер с сенсорным экраном, на котором был изображен сотовый телефон. Перед вождением водителям предлагали запомнить семизначное число. Когда они приближались к светофору, управляемому организаторами исследования, телефон начинал "звонить" и номер высвечивался на экране. Если его первая цифра соответствовала первой цифре номера, который запомнил водитель, то он должен был нажать на кнопку.
"Во время вождения лишь в короткие промежутки времени от водителя требуется выложиться на 100%", - подчеркнул Ханкок. В ходе исследования "звонок" был приурочен именно к такому моменту, то есть водитель должен был принять решение об остановке.
В эксперименте приняли участие 19 водителей в возрасте от 25 до 36 лет и 17 водителей в возрасте от 55 до 65 лет.
Более молодым водителям потребовалось 0,5 секунды, чтобы нажать на тормоз в отсутствие фактора, отвлекающего внимание, и 0,61 секунды при наличии такого фактора. Для более пожилых водителей эти цифры составили 0,53 и 0,82 секунды соответственно.
Исследование свидетельствует о том, что использование сотовых телефонов повышает опасность получить удар сзади, поскольку водители, следующие позади машины с водителем, говорящим по мобильному, должны реагировать быстрее, чем обычно.
И тем более разговор по телефону может стать одной из серьезных причин возникновения аварий, если за рулем автомобиля находится уставший водитель.