Москва решает не предлагать налоговые льготы и особый юридический статус для привлечения инвестиций
Россия нанесла удар иностранным нефтяным компаниям, объявив о решении не предоставлять особую юридическую защиту десяткам энергетических проектов, в которые крупные нефтяные компании Запада планировали инвестировать миллиарды долларов.
Россия заявила, что нефтяные компании должны доверить свои инвестиции существующему юридическому режиму страны.
Эта новость огорчит, но, наверное, не удивит такие компании, как американская Conoco Phillips Co. и итальянская Eni SpA. Они уже не один год тщетно дожидаются получения специальных контрактов, называемых соглашениями о разделе продукции, которые гарантируют налоговые льготы и стабильные инвестиционные условия на все время функционирования долгосрочных нефтяных проектов. Российские законодатели, с подозрением относящиеся к чужакам, неохотно одобряют такие сделки.
Февральское решение BP PLC заплатить 6,75 млрд долл. (6,19 млрд евро) за половину российской нефтяной компании, похоже, нанесло смертельный удар по соглашениям о разделе продукции, дав Москве возможность говорить, что она может привлекать крупных инвесторов, не предлагая налоговые льготы и другие привилегии, которые подразумевают соглашения. Однако во вторник BP заявила, что она все же разочарована отменой режима соглашений, в рамках которого она намеревалась вести разработку крупного газового месторождения и осуществлять другие проекты, требующие значительных капиталовложений.
Заместитель премьер-министра Виктор Христенко заявил, что на этой неделе правительство предложит поправки к закону, позволяющие сохранить пять уже существующих соглашений, но отменяющие большинство из 33 других проектов, находящихся сейчас в стадии разработки. "Появится очень ограниченный список месторождений, которые необходимо осваивать в рамках соглашений из-за существующих межправительственных договоренностей или из-за очень жестких условий, особенно в оффшорных зонах", ? заявил он агентству "Интерфакс".
Рост производства нефти в России, а также сделка с BP, по-видимому, дают правительству уверенность, достаточную для того, чтобы отказаться от соглашений о разделе продукции. Эти контракты никогда не пользовались сильной поддержкой правительства и парламента, но к ним терпимо относились в середине 1990-х, когда производство российской нефти сокращалось из-за отсутствия инвестиций. Стремясь привлечь западные деньги, государство одобрило четыре соглашения в нефтегазовом секторе и одно, касающееся золотодобычи.
Благодаря политической стабильности, установившейся после прихода к власти в 2000 году президента Владимира Путина, российские нефтяные компании резко увеличили инвестиции и наращивают объемы производства. Некоторые из крупнейших компаний начали лоббирование, добиваясь полной отмены соглашений на том основании, что иностранцы не должны иметь преимущества.
Однако многие иностранцы утверждают, что отмена соглашений будет ошибкой, если Россия намерена сохранить рост производства в течение длительного времени. Они отмечают, что рост в последние три года происходит со сравнительно малыми затратами только из-за высоких цен на нефть.
"Соглашения должны играть свою роль в смешанных инвестициях в российские капиталоемкие проекты, осуществление которых требует времени", ? сказал пресс-секретарь BP в Москве Питер Хеншоу. Компания продемонстрировала уверенность в российском инвестиционном климате, купив половину новой фирмы, которая называется TNK-BP, но заявляет, что хочет заключить соглашение о разделе продукции до того, как начнет разработку гигантского газового месторождения в Сибири. BP и ее партнеры "вкладывали средства и проводили ряд мероприятий, полагая, что любая разработка будет проходить в рамках такого соглашения", и отмена режима ее разочарует, добавил Хеншоу.
По-видимому, пострадают и другие компании, в том числе Conoco, которая надеялась заключить соглашение на освоение арктических нефтяных запасов с ОАО "Лукойл", и Eni, которая планировала осваивать одно из южных газовых месторождений, используя особый юридический режим. Найти пресс-секретаря Conoco, чтобы получить комментарии, не удалось, а пресс-секретарь Eni от комментариев отказался.
Существующие соглашения о разделе продукции, которые, по словам Христенко, останутся в силе, - это оффшорный проект, который осуществляют у побережья Сахалина Corp. и Royal Dutch/Shell Group, сибирский нефтяной проект, который ведет Total Fina Elf, и сибирское нефтяное месторождение, которым владеет TNK-BP.