Почему спустя 60 лет после создания Израиля и его признания ООН решение палестино-израильского конфликта все еще застряло в тупике?
Этот вопрос стоял на повестке дня саммита Лиги арабских государств (ЛАГ), прошедшего 28-29 марта в Эр-Рияде. Признав провал "Дорожной карты" (международного плана мирного урегулирования, предложенного в июле 2002 года, основанного на поиске поэтапного решения и патронируемого "квартетом", в который входят США, ЕС, ООН и Россия. - Figaro), панарабская организация вновь воскресила свой собственный мирный план, который был уже единогласно принят в Бейруте в марте 2002 года. Этот план предусматривает "полный выход" с арабских территорий, оккупированных Израилем в ходе шестидневной войны 1967 года (сирийских Голанских высот, Западного берега реки Иордан и сектора Газа), "справедливое решение" проблемы палестинских беженцев в соответствии с ооновской резолюцией 194 и признание независимого и суверенного палестинского государства на оккупированных территориях сектора Газа и Западного берега реки Иордан со столицей в Восточном Иерусалиме. В ответ ЛАГ обещает заключить мирное соглашение и установить нормальные дипломатические и торговые отношения с Израилем. Израильское правительство, безапелляционно отвергнувшее этот план в 2002 году, согласилось вновь его рассмотреть при условии, что он станет просто основой для дальнейших переговоров.
По сути, препятствия для разрешения конфликта не столь непреодолимы, как может показаться на первый взгляд. Израиль уже согласился с принципом создания независимого палестинского государства на части британского мандата в Палестине (бывший регион Оттоманской империи, отданный под британское управление Лигой Наций по окончании Первой мировой войны, который ООН в 1947 году разделила на еврейское и арабское государства).
Остается проблема границ. Арабские страны считают, что их нынешнее предложение достаточно щедрое по отношению к Израилю, так как проектируемое палестинское государство занимает только 22% территории палестинского мандата. Ооновский план разделения предусматривал выделение палестинцам 42% территории. Однако арабские страны тогда этот план не признали и напали на Израиль на следующий день после объявления о его независимости, 15 мая 1948 года, уверенные в скорой победе и возможности разделить трофеи. Подавляющее большинство палестинцев были обращены в бегство новой израильской армией. Они бежали в Ливан, Иорданию и сектор Газа, тогда управлявшийся египетской администрацией. Израиль воспользовался этим для расширения своей территории за границы "зеленой линии" прекращения огня 1949 года, включив в свой состав 78% палестинского мандата. После того как по окончании войны 1967 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 242, эта "зеленая линия" стала "признанной международным сообществом границей" Израиля.
Однако сам Израиль до сих пор не уточнил свои окончательные границы. В настоящее время он не хочет отказываться от трех крупных групп колоний, основанных за границами "зеленой линии" на Западном берегу реки Иордан, на территориях, оккупированных в 1967 году. Однако в январе 2001 года на переговорах в Табе израильское правительство приняло принцип обмена территориями из расчета 1 кв. км за 1 кв. км. На саммите в Эр-Рияде ЛАГ не исключила возможность "незначительных территориальных поправок".
Израиль и слышать не хочет о возвращении палестинских беженцев, ибо это подорвет еврейский характер государства. Это препятствие также преодолимо, так как сам Ясер Арафат официально признал в качестве возможного решения выделение денежных компенсаций, сопровождающих возвращение в будущее палестинское государство беженцев 1948 года и их потомков. Что касается разделения Иерусалима, в ходе палестино-израильских переговоров в Табе трудности вызвал только вопрос о крошечной зоне, где бок о бок располагаются главная святыня иудаизма (развалины храма Соломона) и третья по значимости святыня ислама (эспланада Храмовой горы).
На самом деле, препятствия формальные сегодня гораздо важнее препятствий существенных. Израильтяне категорически отказываются вести диалог с новым палестинским правительством национального единства (образованным благодаря посредничеству Саудовской Аравии) до тех пор, пока входящая в него исламистская организация "Хамас" не выполнит три предварительных условия, поставленных "квартетом": признание права Израиля на существование, признание ранее подписанных палестино-израильских соглашений и отказ от применения силы. Американцы слегка дистанцируются от своих израильских союзников, допуская возможность "индивидуального" диалога с умеренными палестинскими министрами. Франция идет еще дальше, настаивая на возобновлении диалога европейских стран с палестинским правительством.
Почему Израиль упрямо отказывается вести диалог с "Хамасом"? Израильтяне не хотят, чтобы их обманывали с помощью стратегии "дашь палец - откусят руку", когда их противники сегодня требуют возвращения в границы 1967 года, а завтра заявят о своих правах на новые территориальные или конституциональные уступки.
Нынешний тупик палестино-израильских переговоров - дитя взаимного недоверия. Как и в бизнесе, переговоры невозможны без минимального доверия. Заслуга саммита в Эр-Рияде в том, что он установил конкретные рамки. Но не хватает главного - восстановления взаимного доверия между палестинцами и израильтянами, подобного тому, которое царило на переговорах в Осло 14 лет назад.