Нежелание России "отдавать" писателя украинцам стало предметом насмешек, но такой литературный шовинизм едва ли уникален
Джон Маллан статью, опубликованную в The Guardian к 200-летию Николая Гоголя, посвятил такому явлению, как литературный национализм. В последнее время, рассказывает автор, украинцы все чаще пытались "присвоить" писателя себе, а достоянием новостей эти притязания становятся еще и потому, что они определенно раздражают российские власти. Впрочем, признает Маллан, и в самой Великобритании можно найти подобные "гоголь-дебаты" - с валлийцами, шотландцами и ирландцами.
К примеру, ирландцы весьма поднаторели в искусстве присвоения писателей себе. Они не только назвали ирландцами тех, кто покинул страну: Голдсмита, Джойса и Беккета, но даже смогли убедить всех в том, что Лоренс Стерн (родившийся в семьи расквартированного там британского военного) и Уильям Конгрив (частично получивший образование в Ирландии опять-таки из-за отца-офицера) на самом деле были ирландцами. А главным триумфом обитателей "зеленого острова" автор статьи называет "присвоение, пожалуй, величайшего сатирика Джонатана Свифта". Вопреки тому, что Свифт считал себя англичанином, называл жизнь в Дублине "ссылкой", а Ирландию "ненавистной землей", он давно "стал" ирландским патриотом, изображенным на банкнотах и туристических буклетах.
Более того, перед образовательными учреждениями тоже стоит национальный вопрос, продолжает Маллан. Например, недавно была принята директива о том, что в разных частях Соединенного Королевства к выпускным экзаменам школьники должны готовиться по "национальной" литературе. Совершенно непонятно, пишет автор статьи, почему дети в Уэльсе должны непременно читать Дилана Томаса и Филиппа Ларкина. А как быть с теми, кто родился, учился и жил в разных частях королевства или вообще уехал за его пределы? В общем, фанатики-националисты повеселятся от души, заключает Маллан.
Гоголь все же писал по-русски, что бы ни говорили украинцы, напоминает он. А насчет того, кого из авторов, писавших по-английски, считать английским писателем, жители Англии могут не беспокоиться. Возможно, у них не так уж много композиторов или художников, однако недостатка в первоклассных писателях никогда не было. И если американцы хотят считать Уистена Одена "своим", пусть считают; лишь бы Свифта вернули Англии.