Таким вопросом задается британская газета The Independent. Недавние теракты стали для россиян неожиданностью: им внушали, что кремлевская "тактика мачо" при подавлении сепаратистских движений на Северном Кавказе, особенно в Чечне, оправдала себя и регион более или менее успокоился под властью местных руководителей, назначенных Кремлем, пишет обозреватель Маркус Теннер.
Автор статьи сомневается, что "Аль-Каида" причастна к случившемуся: "У боевиков из Чечни, Дагестана и так далее есть особые, укорененные в истории обиды на Россию, даже если их лексикон совпадает с исламистским лексиконом "Аль-Каиды".
В чеченской войне Кремль стремился к победе, чтобы доказать, что Россия остается великой державой, полагает Теннер. "Если бы Чечня отделилась, возникли бы опасения, что сама Россия распадется и Москва превратится в город-государство", - утверждает он. Однако, на взгляд автора, затяжная война привела к раздроблению общества в Чечне, где к власти пришли полевые командиры мафиозного типа. Чечня также стала магнитом для боевиков-ваххабитов и других исламистов из арабских стран, и сепаратизм принял религиозную окраску. Тем временем в России война "поощрила и реанимировала все силы, выступающие против краткого флирта страны с либеральной демократией".
"Российское руководство в ярости", - пишет далее обозреватель. Путин знает, что должен убедить россиян в своей способности совладать со всеми рецидивами чеченской и вообще северокавказской угрозы. Какими средствами этого достичь, неясно: угроза не локализована в строго определенных местах, а ее географическая изоляция невозможна. Маловероятно, что у террористов есть общий штаб.
По мнению автора, Западу не следует опасаться чеченских боевиков: "Это проблема России - наследие экспансионистских войн XVIII века и неспособности России полностью ассимилировать или привлечь на свою сторону завоеванный народ с племенной структурой". Правда, чеченцы есть в рядах террористов-исламистов в других странах, но в целом они хотят не завоевать мир, а свести счеты с российскими недругами, полагает автор. Имеет ли конфликт религиозную подоплеку, тоже неясно: боевики утверждают, что вдохновляются исламом, а среди их спонсоров есть экстремисты ваххабитского толка. "Но скептики и противники находят, что к исламизму они пришли не без тяги к выгоде", - замечает автор. По его мнению, истинная цель боевиков - только независимость.