"Все больше признаков того, что российская экономика не умрет в муках, - она просто принимает какое-то сильное лекарство, которым давно надо было воспользоваться", - полагает обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
Росстат сообщил, что в четвертом квартале 2014 года рост составил 0,4%. Правда, это мог быть "отскок дохлой кошки", как выражаются трейдеры, поскольку на фоне обвала рубля россияне скупали импортную электронику и дорогие автомобили.
Но была и другая причина. "Российское правительство и ЦБ сумели незамедлительно среагировать, и их ответные меры успешно стабилизировали экономику", - говорит Биргит Хансль, старший экономист по делам России из Всемирного банка.
По прогнозам Хансль и ее команды, скорее всего, ВВП России в текущем году сократится на 3,8%, а в 2016-м - еще на 0,3%.
Бершидский, однако, полагает, что скептики неверно оценивают масштаб экспансии в ненефтяных отраслях. Иван Чакаров, старший экономист московского отделения Citigroup, считает, что это предвещает восстановление, "похожее по характеру, но не по размаху, на то, что было после 1998 года".
Чакаров поясняет: "В 1999 году реальный эффективный курс рубля пришел в соответствие с разницей в производительности труда между Россией и ее торговыми партнерами, и конкурентоспособность российских товаров выросла". Этот рост, не связанный с углеводородами, стимулировал развитие успешных российских компаний.
Затем цены на нефть стали расти, и укрепление рубля обогнало рост производительности труда. Импорт снова стал выгоднее, чем производство товаров внутри страны, говорится в статье.
Сегодня реальный эффективный курс рубля снова соответствует относительной производительности труда в России, считает автор. Чакаров ожидает роста, но менее стремительного, чем в 1999-м, поскольку цены на нефть останутся низкими. По его оценке, в 2016 году рост составит не более 3,5%.
Бершидский разделяет мнение Чакарова. Экономические условия в России сейчас такие же гнетущие, как в конце 1990-х, но предприниматели опытнее, а ресурсов у них больше, считает он.
Бершидский добавляет, что его предыдущую статью российские средства пропаганды перевели избирательно. "Поэтому на сей раз я обязан четко разъяснить, что моя оптимистичная оценка выносливости российской экономики не сопровождается восхищением перед Путиным или даже перед его весьма компетентной экономической командой", - пишет автор.
Бершидский считает, что текущий потенциал оздоровления российской экономики существует вопреки действиям и настроениям Путина. "Это сила капитализма, а не путинского режима", - подчеркивает он.