"Дорогой, мы летим через облака, могут быть помехи. В случае чего пришли мне SMS. Кстати, когда будем пролетать над Атлантикой, я пошлю e-mail банкиру. Он наверняка мне ответит еще до прилета в Бостон". Сегодня такая сцена выглядит сюрреалистической, но уже меньше чем через два года она станет вполне обычной.
В начале 2006 года станет возможным пользоваться мобильным телефоном в самолете, где бы он ни находился. Соответствующая технология уже разработана, и сертификат на нее будет выдан в ближайшие месяцы. Остается решить лишь сложную проблему пассажирами, которые будут орать в трубку мобильника во время ночного рейса...
На сегодняшний день пользоваться мобильным телефоном в самолете, будь то на взлетной полосе или в воздухе, строжайше запрещено. Разрешается пользоваться исключительно телефонами, имеющимися в самолете: в 18 лайнерах компании Swiss Air Lines таковые имеются при каждом кресле.
Причина проста: чем дальше от антенны находится мобильный телефон, тем более мощные волны он испускает, пытаясь поймать ее сигнал. Соответственно, в воздухе мобильники создают максимально мощное электромагнитное поле, способное нарушить работу бортовой аппаратуры.
Долгое время телефон подозревали в катастрофе рейса LX 498 компании Crossair, произошедшей 10 января 2000 года. "В конечном счете расследование установило, что мобильник был не при чем, - поясняет официальный представитель федерального департамента гражданской авиации Селестина Рериссинотто. - И, насколько нам известно, в Швейцарии еще не было случая, чтобы телефон стал причиной катастрофы".
Катастроф не было, но сбои в работе аппаратуры случались неоднократно. В аналитической записке, опубликованной в мае этого года, британское Управление гражданской авиации упоминает о 35 таких инцидентах, произошедших из-за мобильных телефонов с 1996 по 2002 год. Среди них - подача ложной тревоги, ложные сигналы о задымлении в багажном отделении и даже перерывы переговоров между пилотами и авиадиспетчерами. "Иногда в наушниках я слышу разговоры между пассажирами. А когда их телефоны звонят, я наблюдаю помехи в аудиосистеме", - поведал недавно один из швейцарских пилотов на интернет-сайте компании BBC.
Как же смогут пассажиры безопасно пользоваться мобильным телефоном на высоте 10 тысяч километров, вне зоны досягаемости антенн GSM? "Маленькая антенна, установленная в самом самолете, будет принимать все звонки пассажиров. Поскольку она будет находиться совсем близко, электромагнитное излучение от мобильников будет совсем слабым. Звонки будут поступать на борт по спутниковой связи, через другую антенну, установленную в кабине пилота", - объясняет руководитель проекта Вероника Бланк, работающая в SITA - ведущей компании в области бортовых авиационных телекоммуникаций, офис которой располагается в Женеве.
21 июля SITA объединилась с компанией Airbus, чтобы ускорить процесс создания новой системы. "Технология уже разработана, нам осталось только получить необходимые сертификаты, - продолжает Вероника Бланк. - Первые самолеты будут оснащены уже в начале 2006 года, а то и раньше". "Еще нужно будет провести тестирование, - осторожно говорит Дэйв Карсон, - эксперт по безопасности компании Boeing. - Ни одно из изобретений не будет внедрено, пока не достигнет порога максимальной безопасности". SITA рассчитывает оснастить своей технологией и самолеты Boeing.
Однако гигант американского самолетостроения времени тоже не терял. Он уже оснастил многие самолеты клеммами Wi-Fi, позволяющими пассажирам получать беспроводной доступ в интернет с портативного компьютера. Компания Lufthansa, первой предложившая эту услугу в мае нынешнего года, к 2006 году собирается оснастить такой системой все свои дальние рейсы.
В своей программе "Connection" Boeing пока не предлагает голосовых коммуникаций, но уже сейчас их легко создать через интернет. Цены вполне доступны: Lufthansa установила тариф в 9,95 доллара за 10 минут связи. Компании Cathay Pacific, Emirates и Iberia также планируют оснастить этой технологией свой воздушный флот. Swiss пока изучает новинку и еще не приняла никакого решения. Но уже сейчас компания позволяет посылать SMS-сообщения с 9 своих новых аэробусов A330.
Вероника Бланк ожидает, что тарифы будут теми же, что установлены на связь по мобильному телефону из-за границы. "Размер оплаты разговора предстоит установить вашему оператору, например, Swisscom", - говорит она. "Это необходимое условие для того, чтобы данная услуга пользовалась спросом, - утверждает Кейт Уориас, специалист по телекоммуникациям из научной фирмы IDC. - Этого никогда не будет, если плата за разговор поднимется до 5-10 долларов за минуту, сколько сейчас стоит пользование стационарными телефонами в самолетах, доступное лишь меньшинству людей".
По прогнозам Кейта Уориаса, снизится и плата за доступ в интернет. "Вполне можно предположить, что в будущем плата будет составлять 20 долларов в месяц, независимо от количества рейсов. Столкнувшись с сильнейшим финансовым давлением, компании в любом случае будут вынуждены сделать эти услуги доступными для большинства своих клиентов".
Если проблемы безопасности и дороговизны, похоже, уже решены или сейчас решаются, остается проблема поведения пассажиров. "Часто в салоне так же шумно, как и в вагоне поезда, - продолжает Кейт Уориас. - Представьте себе, какие последствия для авторитета компании будет иметь ситуация, при которой пассажиры будут орать в телефон..."
Уже сейчас компаниям с трудом удается заставлять клиентов соблюдать правила безопасности: ежегодно в среднем 15 пассажиров отказываются выключать свои мобильники на борту рейсов Swiss. В будущем проблем с дисциплиной клиентов может стать еще больше. "Я думаю, что компании издадут новые правила. Например, они потребуют от пассажиров отключить обычный звонок и пользоваться виброзвонком, - говорит Вероника Бланк. - В ночных рейсах они могут вообще запретить звуковые коммуникации и разрешить только отправку SMS-сообщений". Стюардам и бортпроводницам, безусловно, будет стоить самых больших трудов заставить соблюдать эти правила бизнесменов или завсегдатаев чатов.