Поляки торжественно отметили 60-летнюю годовщину трагедии Варшавского восстания. Направленное в военном отношении против немцев, а в политическом - против русских, оно имело страшный итог: погибло 200 тысяч поляков, город был практически полностью разрушен по приказу Адольфа Гитлера.
На церемониях присутствовали высокопоставленные руководители западных стран (впервые среди них был и германский канцлер). Герхард Шредер отметил роль восстания в разгроме нацизма и осудил притязания высыленных из Польши немцев на польские территории: "Именно сегодня, в свободной Европе, к которой принадлежат в качестве равных партнеров и Польша и Германия, недопустимо переписывать историю или неверно ее интерпретировать".
На церемониях присутствовали многие ветераны восстания, в том числе Збигнев Следзевски, приехавший из Парижа с дочерью и внучкой. "Эти церемонии и воспоминания все еще вызывают слишком большую боль, я до сих пор не могу говорить об этом спокойно. Восстание было трагедией, какую трудно себе представить". Бойцы АК (Армии Крайовой), некоммунистического повстанческого формирования, преследовались режимом, установленным после войны Москвой, и те из них, кто эмигрировал в Англию, США или Австралию, долго не могли вернуться на родину.
Восстание началось 1 августа 1944 года по инициативе АК, когда советская армия находилась в нескольких километрах от польской столицы. Повстанцы хотели самостоятельно освободить столицу, тем более что поляки помнили о разделе их страны в 1939 году Гитлером и Сталиным. Хозяин Кремля, твердо решившись взять Польшу под полный контроль, остановил свои войска на Висле, позволив нацистам раздавить восстание и покончить с некоммунистическим и антисоветским сопротивлением. Красная Армия вступила в Варшаву лишь шесть месяцев спустя, 17 января 1945 года, когда город лежал в руинах.
Благодарность. "Мы так нуждались в помощи, в оружии, в боеприпасах! Солдатам приходилось воевать без винтовок, на весь батальон был всего один пулемет", - вспоминает 80-летняя Ханна Баковска, бывшая медсестра, приехавшая из Плоцка. Но помощь так и не пришла. Американские и британские союзники послали несколько самолетов с оружием и боеприпасами. Они вылетели из Италии, но расстояние было слишком велико, и многие самолеты не долетели до Варшавы: их сбивали немцы.
Впрочем, министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимошевич не преминул поблагодарить США за отвагу, проявленную американскими летчиками, на встрече с приехавшим в Варшаву на церемонию Колином Пауэллом. Цимошевич, однако, напомнил ему об "ошибке", которой стал состоявшийся в Ялте раздел Европы, когда союзники "решили судьбу независимых и суверенных стран, проливавших кровь за свою свободу". Он также отметил, что англичане и американцы могли сделать больше, добившись от Сталина права приземляться на территориях, контролировавшихся Красной Армией.
Тяжелые потери. По мнению Нормана Дэвиса, одного из лучших специалистов по истории Польши, "восстание имело все шансы на успех, но лишь в случае оказания помощи союзниками, у которых было достаточно времени, чтобы вмешаться в события". "Польское сопротивление было хорошо организовано и прекрасно воевало. Повстанцы, которые в большинстве своем были молодыми людьми, нанесли немцам тяжелые потери, хотя у тех была авиация, тяжелая артиллерия, танки", - подчеркивает историк. После капитуляции повстанцы были отправлены в лагеря в Германию, а остальное население было вынуждено покинуть город перед тем, как дома были подожжены один за другим.
"Ветераны, сегодня История воздает вам справедливость. Польша находится в Европейском союзе, и было бы хорошо, чтобы Европа тоже об этом помнила", - заявил премьер-министр Марек Белка, выступая перед 10 тысячами ветеранов восстания и членов их семей, которые пришли в субботу на церемонию открытия музея, рассказывающего о жизни Варшавы до и во время восстания. Здесь есть фотографии казни мирных жителей, уличных боев, баррикад; часть экспозиции посвящена варшавскому еврейскому гетто, восстание которого в 1943 году было безжалостно подавлено нацистами, тогда как сопротивление не смогло или не захотело хоть как-то ему помочь.
Сувениры. На длинной стене, окружающей музей, высечены имена погибших в боях 1944 года. Барбара Вагнер разыскала среди них имя "Норберт" - боевой псевдоним своего старшего брата, погибшего при обороне университета. "Я пережила это, но я никогда не забуду последнего дня эвакуации из Старого города. Я была медсестрой. У нас было двое раненых и всего одни носилки. Пришлось выбирать: одного из раненых неминуемо должны были расстрелять немцы", - рассказывает Барбара.
Племянница другого повстанца, умершего в эмиграции в США, пришла почтить его память. Рядом с его именем, высеченным на стене, она приклеила фотографию Тадеуша Балабана и бело-красную повязку повстанца - "единственные два сувенира, которые у нас остались от него. Ему было 23 года, он погиб, защищая университет Шопена. После войны моя бабушка сама копала землю, чтобы найти его тело. Она нашла пробитый пулями череп и бело-красный лоскут, знак того, что он был солдатом". Вчера в 17 часов дня - в час, когда вспыхнуло восстание - ветераны и все варшавяне почтили память погибших молчанием под звук сирен, оглашавший город в течение минуты.