Standard: Агентство Moody's еще в октябре 2003 подняло рейтинг России до инвестиционного уровня и недавно его подтвердило. Почему ваше агентство не сделало то же самое?
Новиков: В то время как Moody's фокусируется на восстановлении после финансового краха, S&P оценивает вероятность финансового краха, т.е. способность вовремя и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства. Начиная с 1998 года мы постоянно повышали кредитный рейтинг России, что является необычайным успехом. Однако мы остановились на уровне BB+, т.е. на одну ступень ниже инвестиционного уровня. Хотя у России высокая ликвидность (золотовалютные резервы в размере 90 млрд долларов, накопления в новом стабилизационном фонде), однако по-прежнему существуют крупные проблемы, которые могут остро стать в средней и долгосрочной перспективе. Прежде всего, речь идет о слабой структуре политических и правовых институтов.
Standard: В мае S&P заключило, что Россия движется в правильном направлении, однако недавно вы расценили, что происходящие события являются помехой для повышения рейтинга. Почему?
Новиков: То, что было сказано о позитивных тенденциях, мы говорим и сейчас: с ликвидностью и запасами все в порядке. С другой стороны - есть дело ЮКОСа. И здесь важна не ситуация вокруг ЮКОСа сама по себе, это дело важно для понимания того, как выглядят перспективы инвестиционного климата в России. Мы видим, что инвесторы очень негативно реагируют на дело ЮКОСа. То, что сейчас из России утекают примерно 17 млрд долларов - нехороший знак. Если бегство капитала продолжится, то перспективы диверсификации экономики уменьшатся, останется зависимость от нефти, инфраструктура останется недоразвитой и т.д. Короче говоря, страна либо будет такой же рискованной, как и прежде, либо станет еще рискованней. Кроме того, в ходе дела ЮКОСа становится видно, как нестабильны и неустойчивы политические и правовые институты. Эти незрелые структуры не приносят инвестиционной стабильности.
Standard: То есть ваше решение основано не деле ЮКОСа?
Новиков: Мы оцениваем тенденции комплексно. Наряду с ЮКОСом сейчас, например, снова стало очевидным, что банковский сектор - самое слабое звено в России. Реальное начало реформ привело к мини-кризису. А что касается реформ, то они проводятся слабо. Будь то пенсионная или административная реформа - повсюду хорошие идеи, но как только их нужно осуществлять, они проваливаются.
Standard: Значит, Россия растет, не развиваясь?
Новиков: Да, можно на бумаге демонстрировать чудесные успехи роста и повышать ликвидность и валютные запасы, однако множитель этого роста незначителен. Для развития нужно быть более привлекательным для инвестиций. В первые четыре года Путин сильно улучшил ситуацию с налогами: долги были уменьшены, налоговая система изменена, запасы увеличены. Теперь предстоит фаза реальных реформ. Это тяжело, для этого нужна политическая воля.
Standard: Эта воля есть в наличии?
Новиков: События показывают паралич государственной власти, дезорганизацию. Наблюдается нарушение координации, и это вызывает проблемы. Правительство сейчас занято реформированием самого себя. Я надеюсь, что эта ситуация вовремя изменится.