Некоторые представители комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 году пришли к заключению, что первоначальная версия Пентагона о том, как он отреагировал на теракт в 2001 году, могла быть частью целенаправленной попытки ввести комиссию и общественность в заблуждение, а не отражением смятения того дня. Об этом стало известно из осведомленных источников.
Подозрения в проступках были настолько глубоки, что комиссия из 10 человек в ходе тайного заседания в конце своего срока летом 2004 года обсуждала передачу дела министерству юстиции на рассмотрение. Некоторые представители комиссии полагали, что электронные письма и другие улики дают достаточное основание для предположения о том, что официальные представители армии и авиации нарушили закон, выступив перед конгрессом с ложными заявлениями, надеясь тем самым скрыть факт своего неумелого реагирования на ситуацию с угоном самолетов, сообщают источники.
В итоге комиссия пришли к компромиссу, сообщив свои подозрения генеральным инспекторам министерств обороны и транспорта, которые уполномочены передать дело для уголовного рассмотрения, в случае если они сочтут это оправданным.
"Мы до сих пор не понимаем, зачем Объединенное командование ПВО США сказало нам то, что оно сказало, - говорит Томас Кин, бывший губернатор-республиканец Нью-Джерси, возглавляющий комиссию. - Это было настолько далеко от правды. Это тот самый случай, когда концы никак не сходятся с концами".
Хотя промежуточный отчет комиссии ясно показывал, что первые версии министерства обороны о том, как развивались события в день терактов, были неточны, сообщение о том, что рассматривался вопрос о передаче дела для уголовного расследования, показывает, насколько скептично отнеслись к этим отчетам, и дает представление о сложившейся между комиссией и администрацией Буша напряженности.
Пресс-секретарь Пентагона вчера сказал, что управление генерального инспектора Пентагона вскоре выступит с заявлением о том, были ли показания, предоставленные комиссии, заведомо ложными. Другой отчет, согласно опубликованному вчера краткому изложению событий, тайно представленный в конгрессе в мае 2005 года, говорит о том, что записи министерства обороны часто страдают от неточностей.
Пресс-секретарь министерства транспорта сказал, что расследование окончено и что подготовлен проект окончательного отчета. Пресс-секретарь Федерального управления авиации Лора Браун отказалась прокомментировать сведения о расследовании.
В статье, которая должна быть опубликована сегодня, журнал Vanity Fair раскрывает различные аспекты дебатов комиссии. Правда, вероятность уголовного расследования там не освещается. В статье публикуются большие выдержки из аудиозаписей, сделанных 11 сентября. Вчера вечером на ABC News транслировались отрывки из них.
Более двух лет после терактов представители Федерального управления авиации и Объединенного командования ПВО США давали неверную информацию о реакции на угон самолетов в своих показаниях и выступлениях в прессе. Представители руководства заявляли, что противовоздушная оборона США отреагировала быстро, что после сообщений о двух угонах самолеты были по тревоге быстро подняты в воздух и что истребители были готовы сбить самолет рейса 93 компании United Airlines, если бы он угрожал Вашингтону.
В действительности, как год назад сообщила комиссия, аудиозаписи Объединенного командования ПВО США и другие улики ясно показывают, что в поле зрения военных в соответствующий период не попал ни один из угнанных самолетов, а в некоторый период военные преследовали фантом самолета American Airlines рейса 11 - много позже, чем он врезался во Всемирный торговый центр.
Генерал-майор Ларри Арнольд и полковник Алан Скотт сказали комиссии, что Объединенное командование ПВО США засекло самолет рейса 93 в 9:16 утра, но комиссия определила, что самолет был угнан на 12 минут позже. Армия ничего не знала о самолете до тех пор, пока он не потерпел крушение в Пенсильвании.
Это и другие несоответствия не прояснились, пока комиссия по расследованию, вынужденная прибегнуть к судебным запросам, не получила от Федерального управления авиации и Объединенного командования ПВО США аудиозаписи, говорят официальные лица.
Нежелание указанных ведомств предоставлять пленки, наравне с электронными письмами, публичными заявлениями и прочими доказательствами, привело некоторых представителей комиссии по расследованию к мнению, что власти пытаются ввести комиссию в заблуждение относительно развития событий 11 сентября.
"Меня шокировала разница между правдой и тем, как она была представлена, - сказал в недавнем интервью бывший генеральный прокурор Нью-Джерси Джон Фармер, который возглавлял внутреннее расследование событий 11 сентября. - Пленки излагали совершенно иную историю, радикально отличающуюся от того, что было сказано общественности два года назад. Это не оплошность. Это ложь".
Ларри Арнольд, с которым мы вчера не смогли связаться для комментария, сказал комиссии в 2004 году, что, давая показания ранее, он не обладал всей полнотой информации, которая стала известна комиссии. Другие официальные представители военных кругов также отрицают, что имели намерение ввести комиссию в заблуждение.
Джон Леман, член комиссии от Республиканской партии и бывший министр ВМС, сказал в недавнем интервью, что комиссии, возможно, сказали неправду, но он не думает, что доказательств достаточно для возбуждения уголовного расследования.
"Моя точка зрения такова, что я не знаю, было ли это сделано преднамеренно или это просто бюрократическая глупость, - говорит Леман. - Но в свете масштаба событий, мне не кажется разумным преследовать чиновников за то, что они ввели комиссию в заблуждение".