Пока вокруг 1200-километрового газопровода продолжаются политические препирательства, консорциум по-военному четко ведет подготовку к его строительству
Прошло три года с тех пор, как немецкие и русские предприятия заключили в Москве рамочное соглашение о строительстве нового газопровода по дну Балтийского моря. Еще через три года, в конце 2010 года, по нему из России в Германию пойдут первые кубометры газа. Пока еще неизвестен даже точный маршрут, реализации проекта по-прежнему оказывается политическое сопротивление, прежде всего, в балтийских государствах и Польше, которые предпочли бы, чтобы газопровод прошел по их территории, а не в обход нее. Однако консорциум "Северный поток", обосновавшийся в швейцарском Цуге, продолжает делать свое дело: тендеры - трубы, укладка, создание системы снабжения - проект стоимостью в 5 млрд евро в ходу с июля. Газ частично тоже уже продан.
Теперь операторам предстоит быстро снизить или обойти политическое сопротивление и получить соответствующие национальные разрешения, позволяющие приступить к строительству газопровода по графику. Кораблю-трубоукладчику для прохождения 1200-километрового участка длиной от российского Выборга до Грейфсвальда понадобится 400 дней. По три километра в день. В случае необходимости, как уже весной сказал Райнир Цвитсерлоот, глава концерна Wintershall, чья материнская компания BASF принимает участие в проекте, работать будут два трубоукладчика. Но сказать легче, чем сделать. Ведь во всем мире существуют всего четыре подобные плавающие платформы, тогда как проектов таких трубопроводов гораздо больше.
В данном случае также особенно много претендентов на участие в обсуждении проекта. Это не только участники консорциума, российский государственный концерн "Газпром" (51%), а также немецкие предприятия BASF и Eon (по 24,5%), но и все девять государств, вдоль которых пройдет газопровод: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Швеция, Дания и, не в последнюю очередь, Россия и Германия. При этом свою роль играют экономические и экологические причины, надежность трубопровода и безопасность стран, рядом с которыми он будет пролегать. Правительство Германии любит говорить о "европейском проекте" - в частности, потому, что из Северо-Европейского газопровода газ будет распределяться по всей Западной Европе.
Чтобы поставить точку в вопросах защиты окружающей среды и подготовить выдачу всех необходимых разрешений, проводятся международные консультации. Маршрут газопровода не будет пролегать по известным местам захоронения боеприпасов в Балтийском море, отвергают опасения в консорциуме. В информационной брошюре успокаивающе говорится, что все металлические предметы на морском дне вдоль маршрута газопровода - от старых боеприпасов до стиральных машин и тележек для покупок - идентифицированы. Процесс получения разрешений уже идет, эстонское правительство дало себе срок до октября. Бывший канцлер Герхард Шредер, один из политических крестных отцов проекта наряду с президентом России Владимиром Путиным, хотел обсудить этот вопрос с эстонским правительством, которое относится к газопроводу критически. Однако после столкновений между эстонской и русскоязычной молодежью в Эстонии оно оказалось под сильным давлением и, недовольное угрозой бойкота поставок, отказалось принимать Шредера, председателя совета директоров "Северного потока".
Швеция была озабочена тем, что Россия может использовать проект в целях шпионажа. Сейчас консорциум хочет отдать Швеции "ключ" от обслуживающей платформы, расположенной на полпути от шведского берега. Там на последней очереди строительства на морском дне в виде буквы Х сойдутся и соединятся два конца трубопровода. Это в случае проведения технических работ сделает возможным отключение отдельных участков трубопровода, а не линии в целом. Польша с самого начала боролась с морским маршрутом прокладки газопровода и ратовала за его наемный вариант. Это повысило бы надежность снабжения, приводила аргументы Варшава. Кроме того, прохождение нового газопровода по суше позволило бы Польше получать дополнительные пошлины от транзита. С другой стороны, морской путь мог бы повысить возможность давления со стороны России. Аргументы, связанные со снабжением, специалистами всерьез больше не принимаются после того, как поляки отклонили предложение немецких предприятий по подключению к их сети газопроводов в районе германо-польской границы. В итоге в споре о трубопроводе они решили использовать международное морское право и предъявили претензию на область, простирающуюся до южной границы датского острова Борнхольм, как на свою экономическую зону. В результате теперь маршрут пройдет по северной стороне острова к немецкому побережью. Несколько дополнительных километров и миллионов евро не сильно повлияют на общую стоимость проекта, говорят его участники.
До конца будущего года для проекта должны быть получены все необходимые разрешения. Начало строительства намечено на 2009 год. Однако с заказами комплектующих команда из 50 человек, обитающая в Цуге, так долго ждать не может. Ведь для трубопровода, на данный момент - самого длинного в Балтийском море - нужно очень много всего. Лишь для одной ветки - с 2012 года должна начаться прокладка следующей - необходимо 100 тысяч труб длиной по 12 метров каждая. На них необходимо найти изготовителя. А также место временного хранения, а затем обеспечить их доставку на корабль-трубоукладчик, где их соединят в одну длинную плеть и опустят на морское дно. Однако перед этим стальные трубы диаметром 1,20 метра пройдут антикоррозийную обработку и получат бетонную оболочку. Она будет защищать их от повреждений и сделает трубопровод настолько тяжелым, что будучи однажды опущенным на морское дно, он так и останется на том же месте. Специально для этой цели на суше будет построено два бетонных завода, которые обеспечат работой 500 человек. Начальник окружного управления острова Рюген Керстин Касснер уже возлагает надежды не только на то, что паромная гавань Мукран станет логистической базой и складом для труб, но и на один из будущих бетонных заводов.
Ожидаемый в конце 2010 года газ, который сегодня еще находится в сибирских недрах, частично уже продан. Контракт на 9 млрд кубометров заключила немецко-российская компания Wingas, немалые объемы зарезервировал для себя концерн Eon-Ruhrgas, миллиарды кубометров уже сегодня проданы Дании, Франции и другим странам. Теперь остается только построить газопровод.