Из данных, опубликованных вчера, следует: авиапутешественников, которые по дороге в отпуск лишаются багажа, становится все больше. На каждый рейс приходится до 10 пассажиров, чьи чемоданы и сумки теряются.
Худшей из всех крупных европейских авиакомпаний в этом отношении названа British Airways: ожидается, что за текущий год она поставит рекорд по потере багажа - 1,3 млн единиц.
С апреля по июнь каждый 35-й пассажир рейсов BA оставался без багажа. Ожидается, что в летний пиковый сезон авиаперевозок нерешенная проблема с работой багажного отделения в Хитроу усугубит проблему. Масштабы этого бедствия таковы, что вчера пассажирам официально порекомендовали вообще ничего не сдавать в багаж и обходиться ручной кладью. Вдобавок статистические данные, собранные Ассоциацией европейских авиакомпаний (AEA), свидетельствуют, что BA чаще всего задерживает рейсы. За второй квартал текущего года 44% дальних рейсов British Airways и 36% местных прибыли в пункт назначения более чем с 15-минутным опозданием.
Все эти беды - в основном удел пассажиров BA. Другие авиакомпании, в том числе Lufthansa и Air France, показали себя лучше. Такие авиаперевозчики, делающие упор на чистую функциональность, как Ryanair и easyJet, составителями доклада не учитывались.
Обнародование статистики совпало с другим событием - BA была оштрафована почти на 270 млн фунтов за неправомерное установление цен после того, как созналась в "сговоре" с Virgin Atlantic относительно доплаты за топливо. Два штрафа были наложены контрольно-административными органами на обеих сторонах Атлантики, и теперь авиаперевозчику угрожает лавина исков от пассажиров, требующих компенсации.
Тем временем компания BAA, управляющая аэропортом Хитроу, подала иск в Верховный суд, пытаясь предотвратить серьезные протесты в аэропорту.
Высокопоставленные чиновники признают, что Хитроу и BA переживают "трудный" период. Саймон Эванс, председатель Совета пользователей воздушного транспорта, отметил, что положение вряд ли улучшится, пока в марте будущего года не откроется терминал номер 5. "На данный момент British Airways сталкивается с некоторым хаосом, - отметил он. - Пока не откроется 5-й терминал, пассажирам рекомендуют по возможности брать в путешествие только ручную кладь или помещать внутрь чемодана какую-то информацию о его владельце. Несомненно, во многом тут виноват аэропорт Хитроу. Возникают вопросы к менеджменту BA, который стремится слишком много выжать из аэропорта с его переполненными терминалами".
Эндрю Доджсон, пресс-секретарь Союза работников транспорта и персонала широкого профиля, отмечает, что главной причиной кризиса в работе багажного отделения является сокращение штатов. "Мы бессчетное количество раз предупреждали BA, что персонала в багажном отделении слишком мало, чтобы справляться с возникающими проблемами, - пояснил он. - Аэропорт загружен под завязку, и самый пустяковый сбой влечет за собой серьезные последствия". "Кроме того, - продолжал Доджсон, - BA выбрала чрезвычайно трудное время для того, чтобы откомандировать персонал для обучения работе с новым оборудованием 5-го терминала. Мы считаем, что слишком много сотрудников аэропорта поторопились сократить, и менеджмент наземных операций оставляет желать лучшего".
Данные AEA за второй квартал текущего года показали: на каждый "Боинг 747" авиакомпании BA с 350 пассажирами на борту приходятся 10 человек, которые в пункте назначения на обнаружат на карусели своего багажа.
Такими темпами BA потеряет за этот год примерно 1,3 млн чемоданов и сумок. Air France и Lufthansa перевезли за расчетный период на 3 млн пассажиров больше, чем BA, но при этом показали себя значительно лучше: терялся багаж лишь одного пассажира из 62.
AEA заверяет, что в среднем 85% пропавших единиц багажа обнаруживаются и доставляются владельцам не позднее, чем через 48 часов.
"Допустим, большинство людей получает багаж назад, но все равно получается, что ежегодно около миллиона пассажиров вынуждены до двух суток обходиться без своих вещей, - отметил Эванс. - А еще 250 тысяч лишаются багажа на значительно более долгий срок".
Пресс-атташе BA признал, что качество работы авиакомпании неприемлемо: "В отношении багажа мы работаем недостаточно хорошо. Улучшение работы в этой сфере - наша приоритетная задача". Он заметил, что в отличие от амстердамского Шипхола и аэропорта имени Шарля де Голля (хабов авиакомпаний KLM и Air France), загруженных на 80% от их пропускной способности, Хитроу загружен по максимуму, и в случае сбоев никаких резервов нет.
BA утверждает, что одна из причин проблемы - это введенное властями Великобритании ограничение: пассажирам рейсов, прибывающих в эту страну или вылетающих из нее, разрешено иметь при себе только одно место ручной клади. Другие европейские авиаперевозчики по-прежнему разрешают два места. На прошлой неделе генеральный директор BA Уилли Уолш и другие топ-менеджеры авиакомпаний встречались с министром транспорта Великобритании Рут Келли, пытаясь добиться отмены этого ограничения.
BA утверждает, что из-за ограничений система, рассчитанная на обработку 18 тыс. единиц багажа в день, вынуждена обрабатывать 23 тыс. Авиакомпания признала, что на складах накопилось 20 тыс. единиц нерассортированного багажа; сотрудники багажного отделения утверждают, что этот показатель ближе к 40 тыс. BA привлекает добровольцев из числа персонала аэропорта Гэтуик и своего головного офиса для срочной разборки завалов; для сортировки багаж отправляют в Милан.
Пытаясь связаться с "горячей линией" возврата багажа компании BA, пассажиры сталкиваются с трудностями. Читатели Daily Telegraph жалуются, что их электронные письма остаются без ответа, а о поиске багажа поступает ложная информация.