В то время как российско-британские отношения испортились, а иностранные компании теряют контроль над ресурсами России, компания E.On собирается установить дружественные отношения с ОАО "Газпром", чтобы получить доступ к российским энергетическим богатствам.
Немецкая E.On, штаб-квартира которой располагается в Дюссельдорфе, - крупнейшая по рыночной стоимости неправительственная коммунальная компания, чьи акции представлены на бирже. Она возобновила переговоры с российским газовым монополистом "Газпром" насчет последних деталей соглашения об обмене активами. В результате, как сообщил главный управляющий E.On Вульф Бернотат, компания получит 25% минус одну акцию крупного Южнорусского газового месторождения в Западной Сибири.
"Мы надеемся достичь понимания со своими немецкими коллегами еще до начала добычи газа на Южнорусском месторождении, которое планируется этой осенью", - указали в своем письменном заявлении представители "Газпрома".
Год назад E.On и "Газпром" заключили базовое соглашение об обмене активами. Первоначально сделку планировалось оформить до конца 2006 года, однако "Газпром" приостановил переговоры. По словам Бернотата, отчасти это случилось из-за необходимости сосредоточиться на реструктуризации соглашений о разделе продукции с международными нефтегазовыми компаниями, представленными в России.
"Газпром" признал, что переговоры с E.On были приостановлены, и подтвердил, что сейчас они возобновились. "Главный вопрос для "Газпрома" состоит в том, соответствуют ли предлагаемые E.On активы нашим стратегическим задачам", - сообщили в "Газпроме".
E.On не единственный партнер "Газпрома" в разработке Южнорусского месторождения. Подразделение Wintershall, принадлежащее BASF, уже создало совместное предприятие с "Газпромом", получившее называние "Вингаз". Кроме того, Wintershall получит 25% минус одну акцию Южнорусского месторождения.
Ранее в этом году Eni и Enel показали, насколько сильно западные компании хотят закрепиться на российском рынке добычи энергоносителей. Крупнейшие энергетические компании Италии в апреле заплатили в общей сложности 5,83 млрд долларов за ряд активов, принадлежавших обанкротившейся российской нефтяной компании ЮКОС. Аукцион, судя по всему, проходил под контролем государственной компании "Газпром". В числе этих активов были компании по добыче газа - "Арктикгаз" и "Уренгойл" - а также 20% акций крупной российской нефтяной компании "Газпром нефть". До 2009 года у "Газпрома" сохраняется опцион на покупку большинства выставленных на торги активов.
Enel, выделившая 4 млрд евро (5,5 млрд долларов) на расширение бизнеса в России, стремится обеспечить поставки газа на электростанции, которые она намерена приобрести в этой огромной восточноевропейской стране. Eni, судя по всему, изыскивает каналы для поставок добытого в России газа на прибыльные западноевропейские рынки, для чего планирует строительство трубопровода "Южный поток", который пройдет по дну Черного моря. Об этом совместном с "Газпромом" проекте было объявлено месяц назад.
Что касается E.On, то переговоры с "Газпромом" были в последние месяцы приостановлены, "поскольку "Газпром" не располагает достаточными административными ресурсами, чтобы обслуживать одновременно множество проектов", пояснил Бернотат. "Газпрому" "пришлось сконцентрироваться на действиях Shell на Сахалине, а затем на работе BP на Ковыктинском газовом месторождении, но теперь компания вернулась к переговорам с нами", сообщил он.
В прошлом году под давлением со стороны российских властей, заявивших об экологических нарушениях, англо-голландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell объявила о передаче "Газпрому" контроля над совместным нефтегазовым проектом "Сахалин-2" на Дальнем Востоке России. Совместное предприятие BP - холдинг ТНК-BP - последовало тому же примеру и продало "Газпрому" 62,9% акций ковыктинского проекта.
В то время как "Газпром" обеспечивал себе контроль над указанными проектами, E.On отказалась от своих давних попыток приобрести испанскую электрическую компанию Endesa. В мае E.On пересмотрела стратегию своего развития и сообщила, что планирует более активно участвовать в российских газовом и электроэнергетическом секторах, куда намерена вложить средства. До 2010 года E.On выделила на инвестиции в России и Турции 3 млрд евро. Это лишь небольшая доля общих инвестиций компании, которые должны составить 60 млрд евро, однако глава E.On Бернотат говорит, что "в случае необходимости и при появлении соответствующих возможностей" компания вложит в эти рынки больше.
С момента изменения стратегии E.On отношения между Россией и Великобританией ухудшились. Это произошло из-за отказа России экстрадировать человека, подозреваемого в убийстве бывшего российского шпиона Александра Литвиненко, который погиб в Лондоне в ноябре прошлого года, а также из-за конфликта вокруг американских планов по созданию противоракетной системы.
Стараясь держаться выше этой борьбы, E.On - акционер "Газпрома" - развивает планы по работе в России и Западной Европе.
E.On впервые проникла в Россию в 2002 году, когда получила в свое распоряжение компанию Ruhrgas, которая импортирует газ из России с 1973 года. E.On поддержала "Газпром" в то время, когда другие зарубежные инвесторы после финансового кризиса предпочли оставаться в стороне, и получила 6,4% акций компании. В результате глава E.On Ruhrgas Буркхард Бергманн, входящий одновременно в совет управляющих группы, стал единственным за последние семь лет иностранцем в совете директоров "Газпрома".
"Мы не считаем российскую политику причиной отказываться от инвестиций в эту страну", - заявил Бернотат.
Томас Десер, руководитель фонда Union Investment, которому принадлежат акции E.On, говорит: "Мы видим определенный политический риск при инвестициях в российский энергетический рынок, особенно в нефтяной сектор, где в последние годы сильно ощущается политическое влияние". Тем не менее, добавляет он, вложения в энергетику являются долгосрочными, и потому не следует переоценивать значение краткосрочных политических явлений.
Сегодня E.On ставит целью добывать около 10 млрд кубометров газа в год. Контракт на участие в разработке Южнорусского месторождения позволит ей получать примерно 6 млрд кубометров ежегодно, сообщили в компании.
Доказано, что запасы Южнорусского газового месторождения составляют около 700 млрд кубометров, то есть по объемам оно равняется трети Ковыктинского месторождения.