Доноры обещают выделить Киргизии 1,1 млрд долларов, но становится ясно, что стране нужна не только международная финансовая помощь, пишет The Guardian.
"Необходимо признать правду: правительство слабо, тяготы меньшинств остаются без внимания, правосудие вершится выборочно, силы безопасности относятся с предубеждением к узбекам. Этническая вражда - вот грустная реальность, которая поселилась в сердцах и умах многих людей на юге, и это необходимо остановить", - пишет автор статьи Анна Матвеева.
Кризис показал, что никто - и Россия в том числе - по-настоящему не заинтересован в Киргизии. Долгосрочные перспективы вызывают беспокойство, и узбекское меньшинство понимает, что оно осталось наедине со своими проблемами. Возобновление летних столкновений в будущем маловероятно, но общество шокировано и напугано. В будущем возможно развитие событий по трем образцам: Шри-Ланки, где после этнических погромов появилась мощная партизанская организация, Чечни, где зарождающееся националистическое движение стало достоянием исламистских сетей, и Узбекистана, который реагировал на беспорядки в Андижане жесткими репрессиями. Ни один из этих сценариев не воодушевляет.
Чтобы урегулировать ситуацию, правящая элита должна показать убежденную приверженность идеологии многонационального общества вместо "возвращения демократии", основанной на превосходстве титулованной группы.
И, наконец, внешняя помощь в обеспечении безопасности не должна ограничиваться тренировкой сотрудников правоохранительных органов и поставкой оборудования. Международные игроки, включая Россию, должны составить пакет мер по стабилизации страны в короткие сроки, пока правительство не пустит корни и не станет способным на реформу своих вооруженных сил. "Это стало бы примером подлинного сотрудничества между Россией и Западом", - заключает автор.