В интервью, опубликованном на сайте делового издания Handelsblatt, экс-канцлер Германии Герхард Шредер говорит о кризисе в Греции, отказе от использования ядерной энергии и отношениях с Россией.
"Германии удалось справиться с последствиями финансово-экономического кризиса легче других стран с аналогичным состоянием экономики по нескольким причинам, - говорит в интервью Шредер. - Во-первых, экономическая структура Германии носит индустриальный характер и сильно связана со средним классом, имеющим прочные позиции (...). Во-вторых, представители среднего класса постепенно осознали необходимость действовать по всему миру. И в-третьих, решение "большой коалиции" продлить для сотрудников предприятий возможность работать неполный рабочий день, а не выкинуть их на улицу, способствовало более мягкому выходу из кризиса. В-четвертых, этому способствовало принятие в свое время "Программы 2010", - сказал Шредер, имея в виду план структурных реформ, предложенный им в 2003 году..
Останавливаясь на кризисе в еврозоне, экс-канцлер заметил: "Мне кажется, в вопросах о кризисе единой европейской валюты следует предпринимать более решительные шаги". Это касается и мер по предотвращению государственного дефолта Греции. "Несомненно, мы должны требовать от пострадавших стран определенных мер экономии и видеть их усилия по реформированию (...). Мы, немцы, как никто другой заинтересованы в том, чтобы кризис евро был преодолен - будучи одной из самых сильных экспортных держав, мы особенно выигрываем от существования единой валюты. В этом деле промедление дорого обходится".
Задачу Германии экс-глава федерального правительства видит в поддержке интеграции стран внутри ЕС - на фоне нарастающих тенденций к обратному раскалыванию на отдельные нации.
По мнению Герхарда Шредера, отказ от ядерной энергии вкупе со слабым инвестированием в сферу возобновляемых источников энергии является ошибкой в энергетической политике. "Существует потребность в так называемых переходных технологиях - на тот случай, если энергия атома использоваться больше не будет, а расширение использования возобновляемых источников энергии, чего все мы с вами хотим, произойдет не быстро и будет стоить дорого. Промышленно развитая Германия находится в зависимости от надежных источников энергии - в противном случае она будет терять рабочие места, - напомнил Шредер. - Существует потребность в угольных электростанциях (...). Стремясь оставаться конкурентоспособными, мы не можем действовать по принципу: отказываемся от ядерной энергии, угля и газа, поскольку не хотим находиться в зависимости от поставщиков энергоресурсов, которые нам не нравятся".
При этом, как замечает Шредер, та же Россия больше зависит от Европы, чем Европа от нее: около 60% российского газового экспорта приходится на долю ЕС. "Если посмотреть на ситуацию в Северной Африке или Иране, которые можно было бы рассматривать в качестве альтернативных поставщиков, то ситуация в России выглядит более надежной". О своем участии в консорциуме по строительству газопровода "Северный поток" экс-канцлер говорит следующее: "В консорциум Nord Stream помимо "Газпрома" входят две немецкие компании, а также одна французская и одна голландская. На сегодняшний день все признают необходимость этого газопровода: потребность в газе в Европе, а особенно в Германии после отказа от ядерной энергии будет только расти".
"Россия очень важна для нас, поскольку безопасность и стабильность на европейском континенте возможны только при условии тесного партнерства с ней", - говорит Шредер, добавляя, что одного Соглашения о сотрудничестве и партнерстве недостаточно. "Мы должны предложить русским договор об ассоциации с ЕС - основанный на нормах международного права документ, который позволит работать с русскими по многим направлениям более плотно, чем сегодня".