Поддержка Кремлем режима Асада должна способствовать защите интересов России в Сирии, но на Ближнем Востоке позиция России встречает холодную реакцию, пишет Daily Beast. Российские официальные лица стремятся удержать свои экономические позиции в Сирии, но они платят за это чрезмерную цену, отмечает автор статьи Анна Немцова. На прошлой неделе саудовский магнат Мубарак Свайкат отменил многомиллионные контракты с российскими газовыми и нефтяными компаниями, пишет издание. "Это меньшее, что я могу сделать для поддержки наших братьев в Сирии", - заявил он. Дипломатические отношения с Катаром ухудшились в декабре прошлого года, когда посол Владимир Титоренко был избит официальными представителями Катара в аэропорту Дохи. Однако ни один из этих протестов ничего не меняет, отмечает журналистка.
Когда Россия заявляет о полной поддержке какого-либо режима, она придерживается этой позиции, чтобы не попасть в такую же ловушку, как в Ливии, говорят прокремлевские эксперты. Однако независимые эксперты считают, что российские официальные лица просчитались и снова поддержали не ту сторону. Другие аналитики утверждают, что Россия меньше думала о своем имидже и больше о миллиардах, заработанных на поставках оружия в Сирию за долгие годы. "Делая ставку на старые диктаторские режимы, Россия теряет свою популярность", - говорит Ильдар Давлетшин, специалист по энергетике в "Ренессанс Капитал". Будущее долгосрочных контрактов таких российских компаний, как "Лукойл", "Татнефть" и "Газпром", в Ливии, Сирии и Саудовской Аравии остается под вопросом, подчеркивает автор. Никто не может предсказать, сколько еще дней или месяцев российские военные корабли будут находиться в порту Тартуса и останутся ли в безопасности более 30 тыс. российских граждан, проживающих сегодня в Сирии, отмечает издание.
Ни упущенные контракты, ни испорченные отношения, похоже, не способны убедить Москву изменить стратегию. В интервью The Times Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что мирный план, предложенный Кофи Аннаном, все еще может сработать. Георгий Мирский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, убежден, что стратегия России опасна. "Снизив уровень международного вмешательства, Россия позволила "Аль-Каиде" укрепить свои позиции в Сирии. В то же время мы приближаемся к крупному конфликту между шиитским Ираном и суннитскими сторонниками сирийской оппозиции в арабских странах, в котором Россия будет рассматриваться как единственный союзник Ирана", - говорит ученый.