Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 августа 2012 г.

Обзор прессы | Inopressa

Pussy Riot и имидж России

Зарубежные СМИ освещают процесс над Pussy Riot. "Панк-молебен" похож не столько на политическую акцию, сколько на баловство озорных воспитанниц монастырского пансиона. "И эта проделка может кончиться 7 годами тюрьмы? Просто сюр!"

Англоязычная южнокорейская газета The Korea Times возвещает в заголовке: "В России боятся могущества панка". "Диктаторы воспринимают себя страшно серьезно и четко осознают: насмешка - едва ли не самое могущественное оружие против них", - пишет обозреватель Scripps Howard News Service Дейл Макфиттерс.

Испанская El Mundo публикует репортаж под названием "В суде участницы Pussy Riot упали в обморок из-за того, что в тюрьме с ними обращаются дурно".

"Pussy Riot - напоминание о принципе, что революция всегда начинается в сфере культуры" - пишет обозреватель The Guardian Сюзанна Мур. "Путин не зря испытывает страх перед Pussy Riot. Они, по сути, - концепция, а концепцию остановить невозможно", - отмечает автор.

На взгляд обозревателя, Pussy Riot - символический лидер российского протестного движения, которое сейчас подверглось гонениям. "Pussy Riot существует ради того, чтобы заострять внимание на самом тревожном моменте: на тоталитаризме страны, где церковь и государство срастаются воедино", - пишет она.

Pussy Riot применяет испытанные методы анонимного протеста анархистов, как и движение "Займи Уолл-стрит". На взгляд Мур, потребность в анархо-феминистических протестах сейчас велика, как никогда. "Pussy Riot - это мы все", - заключает Мур.

"Процесс над Pussy Riot может вселить в россиян новую надежду" - так озаглавлена статья журналистки Маши Гессен в The Guardian. По мнению автора, это важнейший в России политический судебный процесс, он предопределит будущее страны.

"В каком-то смысле участницы Pussy Riot - идеальные недруги с точки зрения Путина", - пишет Гессен. Устроив свою шумную и пеструю акцию в храме, девушки продемонстрировали, что колоссально отличаются от большинства россиян, поясняет она. Цель судебного процесса - продемонстрировать, что подсудимые - "не такие". "Потому-то судья спросил одну свидетельницу, крестились ли обвиняемые так, как все граждане", - пишет автор.

Но в то же самое время участницы Pussy Riot - идеальные активисты протестного движения. "Они олицетворяют его суть: у них нет четкой политической программы, они не критикуют режим детально, а просто очень громко и образно выражают свое желание, чтобы удушающее правление Путина и его приятелей закончилось", - поясняет Гессен.

Фактически на этом судебном процессе Россия выбирает свой путь, считает автор. "Станет ли она страной, где все граждане крестятся строго согласно указаниям? Либо страной, где люди могут высказывать свое мнение, даже если другие находят его оскорбительным?" - ставит вопрос Гессен.

"Процесс Pussy Riot - предупредительный залп в адрес антипутинского протестного движения" - предполагает в заголовке The Christian Science Monitor. Пока большинство россиян в отпуске, власти энергично перекраивают политический ландшафт, пишет журналист Фред Уэйр. Критики говорят о "ползучих гонениях" на все формы гражданского неповиновения. "Вероятно, цель этих мер - задушить все попытки возобновить протестное движение в сентябре", - говорится в статье.

Для трех молодых женщин из Pussy Riot, которых судят в Москве, мрачное будущее уже наступило, полагает автор. "Эксперты предостерегают: цель судебного процесса, как представляется, - скорее месть в интересах церкви и консервативного большинства, чем применение закона в государстве, светский характер которого закреплен в конституции", - говорится в статье.

По мнению критиков, выбор таких мишеней, как "элитный блоггер" (выражение автора) Алексей Навальный или феминистки Pussy Riot, играющие панк-рок, должен создать прецедент. "Это фигуры, снискавшие ненависть российского консервативного большинства", - поясняет автор. Позднее прецедент можно будет применить чуть ли не к кому угодно, продолжают критики.

В блоге на сайте Wall Street Journal, напротив, звучит предположение: если название Pussy Riot было выбрано как провокативный вызов статус-кво, то панк-рок-коллектив уже одержал победу. В статье "Что значит имя? Случай панк-группы" обозреватель Лукас Альперт заостряет внимание на забавных деталях: во вторник официальный представитель Госдепартамента США выразил беспокойство за судьбу участниц группы и Алексея Навального, но старался не произносить слов Pussy Riot. Журналисты посетовали: "Мы так разочарованы тем, что вы не произнесли название группы!" По некоторым данным, свидетель обвинения Олег Угрик на заседании в среду перевел название как гнойная оргия ("вероятно, нашел в англо-русском словаре не то слово", - предполагает автор). "Он сказал, что другие говорили ему, что это слово значит "что-то мягкое", но он не поверил. В зале суда расхохотались", - говорится в статье.

Лондонская The Times посвящает делу Pussy Riot четыре материала. "Артисты просят Путина обеспечить справедливый суд над панк-группой" - сообщает в заголовке одной из статей издание. Ведущие западные рок-музыканты: Пит Таушенд, Джарвис Коккер, Нил Теннант и другие - опубликовали обращение к Путину, пишут журналисты Роджер Бойз и Алекс О'Коннелл. Вероятно, премьер-министр Кэмерон на сегодняшней встрече с российским президентом тоже поднимет вопрос об этом судебном процессе.

"Инакомыслие - право, существующее в любой демократической стране, и 7 лет тюрьмы - совершенно диспропорциональное наказание по абсурдным, на наш взгляд, обвинениям в "хулиганстве по мотивам религиозной ненависти", - написали музыканты.

Главная проблема для Кремля - в том, что участниц Pussy Riot поддержали на международном уровне кумиры молодых россиян, замечает издание.

The Times также публикует несколько открытых писем под заголовком "Демократия, инакомыслие и правосудие в России". Британские музыканты просят освободить Толоконникову, Самуцевич и Алехину, высказывают глубокую обеспокоенность тем, как с ними обращаются после ареста, и заявляют, что считают "законной акцией протеста" "мелкое нарушение спокойствия ввиду инцидента в Храме Христа Спасителя".

"Pussy Riot проводят акции политического содержания в стиле "партизанское искусство", но это не делает самих участниц опасными партизанами", - сказано в письме директора британского отделения Amnesty International Кейт Аллен. "Неужели Дмитрий Медведев действительно хочет, чтобы эта пародия на правосудие продолжалась еще один день?" - вопрошает Аллен.

"Из-за истории с Pussy Riot матушка Россия непременно "потеряет лицо" - предполагает в заголовке корреспондент Хелен Уомэк. В России главное - не суть, а то, как человек или вещь выглядят со стороны, считает автор. На суде над Pussy Riot "государство и церковные иерархи почти наверняка будут добиваться своей пирровой победы, так как альтернатива - "потеря лица, что для президента Путина и патриарха Кирилла немыслимо. Россия, как всегда, выберет вместо выигрышного для всех варианта такой, при котором проигрывают все", - говорится в статье. Но в действительности красота - это красивые поступки, пишет автор.

Статья в музыкальном разделе издания озаглавлена "Сюрреалистическая судьба Pussy Riot". "Когда поп- и рок-музыкантов сажают в тюрьму по политическим мотивам, они становятся мучениками идей, которые иначе не получили бы столь широкого резонанса", - замечает журналист Уилл Ходжкинсон. На Западе мало кто услышал бы о Pussy Riot, если бы "панк-молебен" прошел безнаказанным. "Еще меньше людей осознало бы, что это выступление было протестом против возвращения Путина в президентское кресло", - добавляет автор.

Теперь же участницам группы грозит 7 лет тюрьмы по обвинению в хулиганстве. Этот термин, на взгляд автора, звучит мрачно и ассоциируется со сталинизмом, когда "хулиганством считалось все что угодно - от отправления нужды на улице до проведения политических митингов, обычно это кончалось годами заключения в Гулаге".

Панк-молебен в видеоролике похож не столько на серьезную политическую акцию, сколько на баловство озорных воспитанниц монастырского пансиона, считает автор. "И эта проделка может кончиться 7 годами тюрьмы? Просто сюр!" - восклицает он. Наверно, Кремль досадует на тексты песен - тексты, которые благодаря аресту девушек стали известны всему миру, подчеркивает автор. "В Британии панк-рок как оружие протеста себя исчерпал. В России он, похоже, даже слишком эффективен", - говорится в публикации.

Посадить в тюрьму участниц группы за их убеждения - значит публично заявить, что в России нет свободы слова, заключает автор.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru