Авторитетный российский политик-реформатор Григорий Явлинский требует проведения российско-европейского диалога по проблемам безопасности: "Перед лицом новых угроз, которые могут затронуть как россиян, так и европейцев, создание новой совместной повестки безопасности является жизненно важным и для россиян, и для европейцев", - заявил Явлинский в минувшие выходные на конференции "Большая Европа", которую организовали в Вильнюсе Фонд Бертельсманна и литовское Министерство иностранных дел.
Говоря о новых угрозах, Явлинский прежде всего думает о терроризме. Но он напоминает и о том, что у России "самая длинная граница с самой беспокойной и самой небезопасной частью мира". "Однако эти границы по Кавказу, Средней Азии и далее к Китаю перестали быть только российскими границами. Это еще и европейские границы, и защищать их ? наша общая задача".
Глава оппозиционной партии "Яблоко" также высказал в Вильнюсе утверждение, что прозападную ориентацию российской внешней политики при президенте Владимире Путине, которая стала очевидной после 11 сентября, уже поддерживает вся политическая элита России: "Впервые за долгое-долгое время Запад не видит в нас своего главного врага".
Тут признанный московский аналитик Андрей Пионтковский отважился на критическое возражение: "Это основной вопрос, насколько глубоко уже укоренился новый внешнеполитический курс России. В определенных политических кругах, как и прежде, наталкиваешься на старое мышление". С определенной долей удивления отреагировали в Вильнюсе на тезис Явлинского, что ворота в Европу для России находятся в Вашингтоне. По мнению политика, "если Россия хочет быть частью Европы, она нуждается в прозрачных и устойчивых отношениях с Вашингтоном".
Карл Бильдт, бывший шведский премьер-министр, сомневается, захочет ли когда-нибудь Россия по-настоящему стать членом ЕС: "Конечно, россияне чувствуют себя по-европейски, но думают, в частности, глобальными категориями. И я не знаю, будет ли Москва когда-нибудь готова подчинить себя Брюсселю и частично отказаться от своего суверенитета". Явлинский, как, впрочем, и представители Украины и Белоруссии высказали на конференции озабоченность изоляцией своих стран в том случае, если Венгрия, Словакия, Польша и прибалтийские государства вступят в ЕС и их восточные границы будут охраняться в соответствии с Шенгенским соглашением.
Уже сейчас россияне, желающие поехать в Прагу или Будапешт, часто вынуждены ждать визу неделями. "ЕС обосновывает жесткие условия въезда на свою территорию необходимостью создания преград для мафиози и преступников. Но те, кто ждет виз неделями, это вовсе не преступники. Это обычные люди".
Председатель парламентского комитета Украины по европейской интеграции, бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк обратился в Вильнюсе с настойчивым призывом к западному сообществу не отождествлять Украину с ее "дискредитированным главой государства", а смотреть на страну со стратегических позиций: "Ведь Украина ? это не только одиозный президент Кучма и Чернобыль. Украина является, прежде всего, важной транзитной страной и государством, в котором экономика в последнее время непрерывно растет".
Представитель Минска, белорусский заместитель министра иностранных дел Александр Михневич в своем выступлении ? смеси оскорблений в адрес ЕС и НАТО (из-за запрета на въезд для президента Лукашенко) и путаных утверждений, как хорошо идут дела в Белоруссии и как последовательно ведется там борьба с терроризмом, наркоторговлей и иммигрантами-нелегалами, ? еще раз отчетливо продемонстрировал, что в его стране все еще царит старый советский официальный дух. Во всяком случае, белорусский экс-президент Шушкевич совсем иначе говорил о реалиях в "царстве Лукашенко": отсутствие свободы передвижения, затыкание рта оппозиции и средствам массовой информации, бесследно исчезнувшие люди, не борьба с терроризмом, а государственный терроризм.