Эксперты предполагают, что российское правительство до конца 2004 года не решит вопрос о целесообразности ратификации Киотского протокола
Все взгляды устремлены на Россию. Если Дума не ратифицирует Киотский протокол, то договор о защите климата можно спокойно отправить в макулатуру. И об "исторической вехе", как когда-то выразилась Ангела Меркель, тогда федеральный министр по охране окружающей среды, вскоре будет окончательно забыто.
То обстоятельство, что ключевая роль принадлежит Москве, обусловлено сложной структурой договора. Его должны ратифицировать столько ведущих индустриальных держав, сколько в совокупности ответственны за выбросы не менее 55% парниковых газов в данной группе.
На сегодняшней день эмиссия индустриально развитых стран, ратифицировавших договор, составляет примерно 44%. Если договор ратифицирует Россия, на долю которой приходится 17%, Киотский протокол сразу же вступит в силу. Еще больший процент выбросов среди промышленно развитых стран приходится на долю США, однако они весной 2001 года, при президенте Джордже Буше, с апломбом вышли из Киотского договора.
Остается ждать российского "да". Оно ожидалось уже на всемирном саммите в Йоханнесбурге в сентябре 2002 года, затем - на состоявшемся недавно в Москве крупном научном совещании по климату. Сейчас проходит конференция по изменению климата в Милане, а Россия все никак не определится.
"Я не ожидаю, что Москва примет решение до конца 2004 года", - говорит Христоф Бальс, тонкий знаток Киотского протокола, эксперт по климату из располагающейся в Бонне организации Nord-Sued-Initiative Germanwatch.
В ноябре 2004 года пройдут выборы нового президента США. До тех пор присоединение к протоколу России в любом случае разозлит правительство Буша. И после этого - тоже, если только к власти не придет президент-демократ, который пересмотрит позицию США по отношению к Киотскому протоколу или хотя бы допустит его ратификацию со стороны Москвы.
Однако внешнеполитические факторы не являются единственной причиной лавирующего курса президента Владимира Путина и российской Думы. До сих пор палки в колеса друг другу ставят занимающиеся этим договором министерства, ведомства, комитеты и научные учреждения.
Противники ратификации Киотского протокола, в число которых входят как Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, так и советники Путина по экономике, предостерегают от того, чтобы Россия продавала Западу щедро отведенные ей по Киотскому протоколу эмиссионные квоты (по состоянию на 1990 год). Их аргумент заключается в следующем: России самой понадобятся вскоре эти квоты, когда ее экономика, как ожидается, снова окрепнет.
Сторонники Киотского протокола, напротив, рассчитывают на то, что экономический подъем возможен только с использованием современных технологий, то есть с электростанциями, отопительными системами и заводами с пониженным уровнем выбросов углекислого газа.
То, что правы скорее последние, доказывает ситуация в других странах бывшего восточного блока, например в Чехии, Польше или Венгрии. Там после радикального сокращения в начале 90-х годов уровень выбросов остался на том же уровне или растет медленными темпами.
Продажа эмиссионных квот ведущим западным индустриальным странам, например Нидерландам или Испании, которые не ставят целью сократить собственные выбросы, могла бы обеспечить приток в российскую казну существенных средств. Возможно, по этой причине Путин и компания никак не вымолвят ни слово "да", ни слово "нет".