Выступая на исторической презентации, Мишлин Кальми-Рей (министр иностранных дел Швейцарии. - Прим. ред.) сказала, что мечтает о том дне, когда израильские и палестинские власти примут "Женевское соглашение" в качестве документа, закладывающего основы прочного мира.
Да, на этой волнующей церемонии все мы почувствовали надежду. Это еще далеко не сам мир, но это дорога к нему. Есть план, есть люди доброй воли. Отныне тем, кто выступает против этого плана, будет трудно убедить общественность, что они тоже хотят мира.
Но очевидно и другое: на состоявшейся в понедельник церемонии было много мужчин и женщин, воплощающих чаяния гражданского общества, много "мыслителей" и влиятельных когда-то "бывших", но очень мало тех, от кого сегодня реально зависят судьбы Ближнего Востока. Теперь нужно, чтобы женевская инициатива получила продолжение.
План, который наметили Йоси Бейлин и Ясир Абд Раббо, проникнут духом прагматизма. Но нужно время, нужны новые люди. Ибо ни Ариэль Шарон, ни Ясир Арафат, скорее всего, не в состоянии сделать исторический выбор. Нужно также, чтобы в будущем "Женевские соглашения" были поддержаны международным сообществом. ООН, Арабская Лига, Европейский Союз и США должны принять эстафету, чтобы дать миру шанс.
На Америке, которая, как известно, играет ключевую роль в этом регионе, лежит особая ответственность. Госсекретарь США Колин Пауэлл высказался в поддержку этой инициативы, но решится ли Джордж Буш, завязнувший в Ираке, взять на себя хоть малейший риск в начале года президентских выборов? Уже сейчас чувствуется, что дискуссии постженевского периода будут еще более трудными, чем переговоры, приведшие к нынешнему соглашению.
Швейцария, позиция которой заслужила всеобщее одобрение, должна продолжать свою миссию. Капитал доверия, который она приобрела благодаря усилиям Мишлин Кальми-Рей, должен быть поставлен на службу надежде, родившейся 1 декабря. Чтобы помочь теперь законным властям вступить в переговоры. Чтобы страница, написанная в Женеве, не осталась простым листком бумаги.