Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 декабря 2003 г.

Франческо Бигацци | Panorama

Лубянка-суперстар

Реорганизованная после эпохи правления Горбачева, ФСБ вновь занимает ведущие позиции в управлении Россией. Но обладает меньшими полномочиями по сравнению с советскими временами. И находится под строгим контролем президента.

ФСБ вновь стала набирать политический вес в России летом 2000 года параллельно со слухами о возможном восстановлении КГБ. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание то, что президентом России в то время стал бывший подполковник и бывший директор ФСБ Владимир Путин.

Определенные шаги в этом направлении были сделаны, но возрождения монстра Лубянской площади, в том виде, в котором он был раньше, вряд ли возможно - в первую очередь, по причинам экономического характера.

Не вызывает удивления и тот факт, что новая власть привлекла на ключевые посты в администрации, в аппарате правительства, в различных структурах (налоговая служба, прокуратура, судебные органы, таможня, вооруженные силы), в средства массовой информации, в местные административные органы, в многочисленные банковские и промышленно-экономические структуры бывших сотрудников спецслужб.

Данная ситуация связана с тем, что в распоряжении у президента Путина нет других компетентных людей, на которых бы он мог положиться или которым бы мог доверить выполнение деликатных поручений.

Но именно потому, что он сам бывший сотрудник КГБ, Путин понимает, что Кремлю было бы очень сложно контролировать такой единый организм, каким был КГБ в советскую эпоху. В политическом плане более удобно иметь различные специальные службы, конкурирующие между собой, которые не доверяют друг другу, которые пристально следят друг за другом, которые предоставляют не всегда схожую информацию, полученную из различных источников.

Кажется, что с августа 1991 года прошел целый век, когда накануне попытки курортного государственного переворота КГБ СССР был огромным конгломератом, объединявшим под одной крышей 30 крупных управлений и центральных служб, имевшим собственные войска (220 тысяч человек: пограничные войска, три воздушно-десантных дивизии, бригада особого назначения) и спецподразделения "Альфа" и "Вымпел", общей численностью до 480 тысяч человек.

В период правления Бориса Ельцина по самой могущественной советской структуре были нанесены жестокие удары: череда кадровых перестановок, ликвидация целых управлений, реорганизация, создание новых департаментов. Знак того, как новая Россия боялась власти служб безопасности. В 2000 году в России на смену КГБ пришли семь специальных служб: ФСБ (Федеральная служба безопасности), СВР (Служба внешней разведки), СБП (Служба безопасности президента), ФСО (Федеральная служба охраны), ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации), ФПС (Федеральные пограничные силы), ГУСПП (Главное управление специальных программ президента).

Выполнение особых заданий (например, вербовка информаторов) было поручено некоторым другим подразделениям: службе налоговой полиции, финансовой разведке, ГРУ (военной разведке) и таможенным структурам. И не только: некоторые функции специальных служб были переданы подразделениям МВД и даже министерству по чрезвычайным ситуациям.

Коренной поворот произошел 11 марта 2003 года. Количество специальных служб было сокращено: президент Путин ликвидировал ФПС, возвратив пограничные войска ФСБ. Лубянке было также возвращено ФАПСИ, глаза и уши старого КГБ.

ФСБ вновь стала самой могущественной спецслужбой в России, сконцентрировавшей в своих руках контрразведку, политический надзор, контроль за границами, подразделения по борьбе с терроризмом, военную и экономическую контрразведку. Кроме того, в сферу интересов ФСБ перешли борьба с незаконной торговлей оружия и наркотиков, контрабанда и защита государственных интересов.

Официальных данных о численном составе российских спецслужб нет. Можно предположить, что всего на службе в ФСБ, включая пограничные войска, находится от 400 до 600 тысяч человек. Если учитывать и другие разведывательные службы, то численность российских спецслужб возрастает до 500-700 тысяч человек.

До весны 1992 года деятельность российских специальных служб официально регламентировалась советским законодательством о безопасности государства. В действительности, чаще всего речь шла о секретных инструкциях, в большинстве случаев, противоречивших Конституции.

В последствии были приняты законодательные акты ("Об оперативно-следственной деятельности", "О безопасности", "О внешней разведке", "О федеральных органах, обеспечивающих безопасность государства" и т.д.), которые по многим аспектам обеспечивали специальным службам свободу действия.

Вместе с тем, в целом, ФСБ не отличается ни от одной другой спецслужбы мира. С той лишь разницей, что в России отсутствует механизм контроля. Закон предусматривает возможность контроля со стороны прокуратуры и судебных органов, но в действительности единственным надзирающим и контролирующим лицом остается президент.

Руководители ФСБ и СВР, несмотря на то что входят в состав Совета безопасности, не имеют права принятия решений: все решения принимаются узким кругом ближайших советников президента и сотрудников его администрации. Статус директора ФСБ значительно ниже, чем статус, которым обладал руководитель КГБ.

В нынешних условиях ФСБ, даже в техническом плане, не обладает теми же возможностями оказывать влияние на общество и на высшее руководство, какими обладал КГБ в период с 1993 по 1996 год под руководством генерала Александра Коржакова: спецслужба напрямую вмешивалась в политические вопросы и играла самостоятельную партию в экономической сфере, пытаясь контролировать экспорт оружия и стратегических материалов.

Служба Коржакова проводила активную работу в СМИ и в Думе, определяла кадровую политику президентской администрации. От Коржакова очень часто зависело назначение на пост министра или вице-премьера. Сегодня, никто не обладает подобным влиянием, однако технические средства и информация ФСБ очень часто используются для компрометации политиков или высокопоставленных чиновников.

Именно благодаря этому широкая публика получила возможность видеть на телеэкранах видеозаписи, компрометирующие министра юстиции Валентина Ковалева, генерального прокурора Юрия Скуратова, аналитика и телеменеджера Евгения Киселева.

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru