В нашем странном мире, где детей делают в пробирках, а люди в ресторанах платят за воду, это не настолько уж и удивительно - мужской писсуар признан произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века.
Писсуар из белого фарфора, одно из самых ранних произведений концептуального искусства, стал шоком для неподготовленной публики, когда в 1917 году экстравагантный французский художник Марсель Дюшан водрузил его на выставке в Нью-Йорке и заявил, что это искусство, потому что он так сказал.
Вчера даже эксперт, которого попросили прокомментировать результат голосования, в результате которого писсуар занял первое место, сказал, что он "слегка шокирован", но не потому, что данный экспонат (названный Дюшаном "Фонтан") недостоин такой чести, а потому, что он опередил Матисса и Пикассо.
Опрос, о котором идет речь, был проведен накануне предстоящего вручения премии Тернера. Его результаты помогают многое понять в современном искусстве.
Опрос был проведен не среди случайного набора людей, было опрошено более 500 самых влиятельных фигур в мире британского искусства - художники, дилеры, критики, хранители музеев и владельцы художественных галерей. Среди опрошенных - Дэмиен Хирст, Трэйси Эмин, Дэвид Хокни, Чарлз Саатчи и директор Национальной галереи Чарлз Саумарез-Смит.
"Фонтан" с автографом Дюшана был признан самым значительным произведением современного искусства 64% голосов, оставив далеко позади картину Пикассо "Авиньонские девушки" - первый опыт в кубизме, некогда слывший величайшим шедевром современного искусства.
Ни один из художников, участвовавших в опросе, не проголосовал за "Красную комнату" Матисса, в результате картина оказалась на последнем пятом месте.
"Десять лет назад Пикассо или Матисс победили бы. Они были как два столпа современного искусства, но, похоже, теперь это не так", - сказал Саймон Уилсон, бывший курирующий искусствовед галереи Тейт.
"Это шокирующий результат, но я не удивлен. Дюшан воплощает сущность этого поколения художников. Это отражает их представление об искусстве и о том, что являет собой сегодня приз Тернера".
"Искусство Матисса прежде всего чувственное. Для сегодняшних художников искусство не может быть комфортным. Оно должно быть на грани и иметь политический и нравственный подтекст".
Дюшан, сын адвоката из Нормандии, был Дэмиеном Хирстом своего времени. Его революционной идеей было превращать обычные бытовые объекты в предметы искусства, внося лишь незначительные модификации или вообще оставляя их в первозданном виде.
Искусство может приобретать любые формы, может создаваться из всего. Эту идею с энтузиазмом подхватили художники типа Хирста - с его маринованными животными, Эмина - с его неубранной постелью и новое поколение видеохудожников - основных претендентов на премию Тернера этого года.
Первым "творением" Дюшана в 1915 году был совок для уборки снега. Вскоре после этого он произвел фурор в Нью-Йорке, когда явился на выставку Сообщества независимых художников с писсуаром под мышкой.
Это была открытая выставка, и, после того как Дюшан заплатил за участие 6 долларов, ему никто не мог запретить выставить этот экспонат. Но некоторые все же пытались, так, например, президент Содружества жаловался коллекционеру Уолтеру Арансбергу: "Что же теперь, если кто-то пришлет нам кусок лошадиных экскрементов, приклеенный к холсту, нам и его принять?"
Арансберг ответил: "Боюсь, что придется". И то были пророческие слова.
Саймон Уилсон настаивает, что "Фонтан" (названный так не только потому, что он связан с жидкостью, но и потому, что он является сатирой на многочисленные фонтаны на полотнах старых мастеров) - это достойный победитель.
"Мне он очень нравится. В нем есть все - развернутая метафора, элемент скаталогии (изображение безобразного - прим. ред.), он разрушает социальные условности, он несет в себе провокацию".
Пятерка лидеров
1 Марсель Дюшан "Фонтан"(1917) - 64% голосов
2 Пабло Пикассо "Авиньонские девушки" - 42%
3 Энди Уорхол Диптих "Мерилин" (1962) - 29%
4 Пабло Пикассо "Герника" (1937) - 19%
5 Анри Матисс "Красная комната" (1911) - 17%