Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 декабря 2005 г.

Дэвид Кроуфорд, Гленн Симпсон и Грегори Уайт | The Wall Street Journal

Союзник Путина причастен к скандалу с отмыванием денег

Скандал, связанный с отмыванием денег, распространился на другие страны и затронул высокопоставленного российского чиновника, близкого союзника Путина, сообщили информированные источники в правоохранительных структурах.

В письмах своим коллегам в других западных странах прокуроры Франкфурта назвали российского министра телекоммуникаций Леонида Реймана центральной фигурой ведущегося в Германии уголовного расследования. Используя финансовые документы, прокуроры воспроизвели изощренную схему извлечения денег у российских государственных телекоммуникационных компаний или увода их активов.

В письмах, которые удалось увидеть The Wall Street Journal, прокуроры пишут о своих подозрениях, что Рейман "незаконно обогатился путем ряда сделок", а затем создал сеть подставных компаний и трастов, дабы обезопасить и спрятать активы на сумму, превышающую миллиард долларов. Параллельно ведутся расследования в США, на Кипре и в Швейцарии.

Обвинения в коррупции - самые серьезные, выдвинутые против действующего российского министра. Президент Путин работает с Рейманом больше десятилетия, еще с тех времен, когда Путин был заместителем мэра Петербурга, а Рейман - руководителем государственной телекоммуникационной компании. Некоторые из расследуемых сделок относятся к тому периоду.

У расследования уже есть последствия. В Германии оно привело к отставке одного из членов правления Commerzbank AG. В отмывании денег подозревают еще четырех нынешних и бывших руководителей крупного немецкого банка, включая генерального директора Клауса-Петера Мюллера, в доме и офисе которого немецкая полиция в августе провела обыски. Расследование затронуло также нью-йоркские представительства Barclays PLC и других западных банков.

Рейман постоянно заявляет, что не совершил ничего противозаконного. По его словам, обвинения против него, ставшие достоянием широкой гласности как эпизод российского конфликта, являются средством давления со стороны "Альфа-групп", принадлежащей миллиардеру Михаилу Фридману, которая стремится парировать претензии давнего партнера Реймана Джеффри Гальмонда на спорные акции оператора мобильной связи "Мегафон".

Обвинения, возникшие из дела "Мегафона", частично основаны на показаниях бывшего сотрудника Гальмонда, осужденного за уголовное преступление, и Энтони Георгиу, бывшего делового партнера Реймана, поссорившегося с ним. Давая показания под присягой по гражданскому иску, они признали, что имеют соглашения о компенсации от "Альфа-групп" или ее союзников.

Тем не менее, их показания не противоречат информация, содержащейся в томах финансовой документации, которую удалось увидеть The Wall Street Journal. Документы свидетельствуют о ряде крупных сделок на общую сумму в десятки миллионов долларов, переводе активов российских телекоммуникационных предприятий в подставные компании на Кипре, в Лихтенштейне, Швейцарии и других налоговых гаванях.

Значительная часть средств шла через нью-йоркское отделение Barclays во взаимный фонд, зарегистрированный в Гамильтоне на Бермудах, который, по словам Гальмонда, принадлежит ему. Бывший сотрудник Гальмонда заявил, что запутанная структура была придумана для сокрытия того факта, что настоящим владельцем является Рейман.

Из писем немецких прокуроров и других документов видно, что прокуратура согласна с утверждениями, прозвучавшими во время тяжбы из-за "Мегафона" и касавшимися действия схемы коррупции. Она состояла из трех этапов, каждый из которых зависел от роли Реймана в руководстве телефонными предприятиями, частично принадлежащими государству.

Первый этап начался во время приватизации 1990-х годов, когда Рейман еще был одним из руководителей государственной телефонной компании в Петербурге. Гальмонд и Commerzbank создали ряд компаний в европейских налоговых гаванях. С помощью Реймана эти компании получили пакеты акций привлекательных предприятий, созданных с работодателем Реймана.

На втором этапе, который частично относится к периоду после переезда Реймана в Москву в 1999 году, на Карибских островах и в Европе был создан еще ряд компаний с непрозрачной структурой собственников. Затем российские телекоммуникационные и другие государственные компании, подчиненные Рейману, заставляли осуществлять крупные платежи этим компаниям за "консалтинг".

На третьем этапе Гальмонд создал на Бермудах холдинг под видом взаимного фонда. Телекоммуникационные активы и деньги реинвестировались в новые российские телекоммуникационные активы иногда по договорным ценам. В результате фонд на Бермудах с единственным собственником сегодня контролирует российские телекоммуникационные активы, стоимость которых превышает 1 млрд долларов.

Рейман не является объектом западного уголовного преследования. Многие страны, ведущие расследования, не имеют юрисдикции над преступлениями, совершенными в России. Российские власти изучили некоторые из сделок и не нашли серьезных нарушений.

Главными подозреваемыми в немецком расследовании являются Гальмонд, бывшие руководители Commerzbank и Видья Шарма, который отбыл срок за мошенничество в немецкой тюрьме до того, как Гальмонд назначил его управляющим взаимного фонда на Бермудах.

Имя Реймана возникает в ордерах на обыск и запросах о правовой помощи, сказала пресс-секретарь немецкой прокуратуры Дорис Моллер-Шеу. Это связано с тем, что прокуратура располагает свидетельствами его участия в краже активов у российских компаний и даче взяток российским чиновникам, добавила она.

Полагают, что Commerzbank участвовал в финансировании расширении империи и сокрытии ее структуры собственников, а Barclays осуществлял многие подозрительные сделки между ее многочисленными офшорами.

Пресс-секретарь Commerzbank говорит, что банк полностью поддерживает генерального директора Мюллера, который входит в число подозреваемых, и уверен, что никто из теперешних сотрудников не виновен в противозаконной деятельности, связанной с этим делом.

Министерство юстиции США начало собственное расследование сделок, которые осуществляли банки и подставные компании.

В центре американского расследования - нью-йоркское отделение Barclays, игравшее роль посредника, переводя средства и конвертируя валюты в ходе сделок между фирмами, зарегистрированными на Кипре и Бермудах. Банк выступал в роли "корреспондентского" банка Bermuda Commercial Bank Ltd., управляющего многими операциями Гальмонда на Бермудах.

Фонд Гальмонда на Бермудах, IPOC International Growth Fund Ltd., стал объектом расследования бермудских властей, которые выясняют, имеет ли место нарушение инструкций, требующих, чтобы у взаимных фондов было много акционеров. Фонд отрицает какие-либо неправомерные действия.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru