Августовский конфликт 2008 года с Россией и приход к власти президента Обамы охладили энтузиазм Вашингтона в отношении Тбилиси, пишет Петр Смоляр, обозреватель Le Monde .
"На публике президент Грузии Михаил Саакашвили никогда не упускает момента, чтобы попытаться опровергнуть очевидное - что американский энтузиазм в отношении его страны снизился после августовской войны с Россией в 2008 году и после прихода в Белый дом Барака Обамы. Бесчисленные телеграммы, адресованные посольствами США в Москве и Тбилиси в Вашингтон, оказавшиеся в распоряжении WikiLeaks, свидетельствуют об этой смене политического курса", - пишет издание.
"До войны в августе 2008 года против России Грузию не раз предупреждали об опасности эскалации отношений с могущественным соседом. Между Москвой и Тбилиси напряженность возникла еще до "революции роз", в результате которой Саакашвили пришел к власти, - напоминает журналист: - ибо в российской элите возникла идея о военном и политическом окружении России со стороны Запада".
Из американской дипломатической переписки становится очевидным, что французы пытались убедить Михаила Саакашвили не провоцировать русских, чтобы избежать роста напряженности, отмечает Смоляр. Однако 8 августа Грузия начала вооруженный конфликт с обстрела территории Южной Осетии. "Западные страны не хотели в это верить: "Правительство (Тбилиси) слишком настойчиво стремится вступить в НАТО, чтобы компрометировать себя развязыванием военных действий", - говорится в одной из депеш.
Администрация Буша на конечном этапе конфликта решила ограничиться ролью наблюдателя и даже восприняла должным образом критику Польши в отношении Тбилиси, пишет автор статьи.
Бывший начальник Генерального штаба польской армии Франтишек Гагор в ходе беседы с американским послом сказал, что Михаил Саакашвили "принял абсолютно неправильное решение, начав войну в Южной Осетии, и льет воду на мельницу Москвы". "В Польше уверены, что Саакашвили манипулируют русские агенты, быть может находящиеся среди советников, чтобы открыть дверь для военных действий в Грузии с целью дестабилизировать правительство".
Американское правительство приняло решение о том, что "единственная правильная стратегия - ограничиться оказанием помощи и содействием в обучении военнослужащих, без поставок оружия, поскольку таковые могут иметь серьезные последствия. В частности, они укрепили бы русских в намерении поставлять оружие Ирану", пишет журналист.
Американское посольство в Грузии писало в феврале 2010 года: "Грузия слишком зациклилась на приобретении оружия как противоядии от своих страхов".
Как следует из другого сообщения, президент Саакашвили задается вопросом: "Наше взвешенное сотрудничество в сфере обороны и наш конфликт с Москвой является ли предзнаменованием более глубокой переориентации американских интересов?" - отмечает журналист.