Анфан террибль, киберпреступник, сетевой анархист или враг системы? Что представляет собой Джулиан Ассандж? - задается вопросом Ульрих Клаус, автор материала, опубликованного Die Welt. Единственное, что определенно можно сказать об основателе интернет-портала Wikileaks, - речь для него идет не о деньгах, по крайней мере пока. По его собственным словам, он хочет добиться "информационной свободы". "Мы увидим новый мир, в котором мировая история будет писаться по-новому", - заявил недавно Ассандж в связи с проводимой кампанией сенсационных разоблачений. "Звучит как своего рода сведение счетов и отдает контрреволюцией и диссидентством", - отмечает автор статьи.
Но какой идеей руководствуется Ассандж, раз в полгода проводя свои меняющие мир кампании под лозунгом: "Чтобы война понималась как война"? На публике Ассандж держится с некоторой долей высокомерия - даже тогда, когда речь идет о его комментариях по поводу обвинений в изнасиловании, которые он называет "грязными методами Пентагона". "Он практически всегда говорит подчеркнуто неэмоционально, пристально вглядываясь в публику перед собой - он мог бы преуспеть как бизнесмен или дипломат, если бы не дерзости, которыми он намеренно "начиняет" свои выступления". В том, что касается высокой самооценки, граничащей с манией величия, по мнению автора статьи, он напоминает своего соотечественника, австралийца Руперта Мердока, влияние которого на мировую журналистику нельзя недооценивать.
Вместе с тем Ассандж как "главный редактор" Wikileaks полностью выхолащивает сущность привычной медийной системы, пропагандируя Free Flow of Information ("свободный поток информации"). И руководствуясь принципом: если СМИ оказываются недееспособными, превратим интернет в информационный вулкан.
Сила Wikileaks не только в его харизматичном создателе, но и в неизвестных помощниках. Хотя, размышляет автор, назвать деятельность портала и его руководителя созидательной и объединяющей общество нельзя. "До сих пор постоянно растущий накал публикаций портала хотя и приносил ресурсу популярность, однако не мог дать конкретной направленности. Что станет с Wikileaks, когда градус сенсаций, уровень секретности публикуемых документов больше нельзя будет повысить. Когда последняя тайна будет раскрыта, а последний представитель государства разоблачен"? Но до этого момента еще далеко, признает Ульрих Клаус. А пока Джулиан Ассандж продолжает оставаться "красной тряпкой" для спецслужб всего мира, объектом охоты для шведской полиции нравов, а с недавних пор - и Интерпола.