Речь, с которой президент Путин выступил в четверг, напоминала стиль шахматной игры Сергея Карякина на недавнем чемпионате мира, пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский, комментируя ежегодное Послание Федеральному собранию.
"Российский президент был почти сверхъестественно спокоен, в своей речи он старался найти все возможные плюсы в неблагоприятной ситуации", - пишет Бершидский. "От лидера, которого Запад демонизирует, утверждая, что тот делает ставку на текущие популистские сдвиги, можно было ожидать более вызывающего поведения. Но Путин излучал спокойную уверенность в себе и, похоже, наконец-то обзавелся чем-то, похожим на экономический план", - говорится в статье.
Бершидский полагает, что уверенность Путина объясняется не состоянием экономики, а тем, что российский президент считает: россияне пережили худшие дни кризиса и только сплотились вокруг него и его патриотической идеологии.
Если при взгляде извне Россия - это репрессивное и агрессивное государство, "то в понимании Путина это страна, где демократия функционирует (правда, такая демократия, при которой большинство населения с ним согласно)", пишет Бершидский. Путин с гордостью говорил о строительстве сильного государства и призвал своих оппонентов-либералов больше уважать простой народ.
Бершидский счел, что главные пункты экономического плана Путина в целом совпадают с предложениями Трампа в США. "Путин приводит те же аргументы, что и Трамп, но гораздо более сдержанно и тонко. Когда ощущение опасности спадает, он держится естественно и расслабленно, совсем, как Карякин во время его лучших партий", - говорится в статье.
Если на чемпионате Магнус Карлсен в итоге победил Карякина, то "среди нынешних мировых лидеров нет никого, кто мог бы проделать то же самое с Путиным, а новое поколение западных президентов и премьеров вряд ли сумеет это сделать", пишет он. "Российская политическая оппозиция не дотягивает до Путина по уровню игры", - добавляет он.
"Мне бы хотелось, чтобы глобальная политическая жизнь больше походила на шахматы. Но дело обстоит так, что неподходящий человек, похоже, берет верх", - заключает автор.