У Малика Сайдулаева есть все атрибуты "нового русского": много денег, белый бронированный Мерседес, охрана, служба безопасности и т.д. Однако Малик - чеченец и поэтому занимается политикой. Он говорит, что не может равнодушно смотреть на унижения, которым подвергается его народ, втянутый в совершенно абсурдную и ненужную войну. Поэтому Малик стал принимать участие в чеченской политике. "В бизнесе очень много грязи, но все равно не столько, сколько я увидел в политике,- говорит Сайдулаев, сидя в роскошном кабинете в своем концерне Милан.- Наиболее нечистоплотные люди - это политики. Я был вынужден заняться политикой и плавать в грязи, поскольку дела для чеченцев оборачиваются очень плохо. Кроме того, я считаю, что могу что-то сделать для исправления положения. Как бы опасно это не было, я не могу оставаться в стороне".
Какой же выход предлагает Сайдулаев для Чечни? Что-то в роде центристского пути - хотя в России центристы всегда плохо кончали, несмотря на то, что они отражали взгляды большинства населения.
Сайдулаев не согласен с войной, которую российская армия ведет на его земле. Недавно он пригласил корреспондентов Би-Би-Си в свое родное село Алхан-Юрт, чтобы они показали всему миру резню, которую устроили там российские солдаты. Москве это совсем не понравилось. Но в то же время Сайдулаев призывает уничтожить наиболее радикально настроенных боевиков - полевых командиров Шамиля Басаева и Хаттаба, а также тех, кто пытается насадить в Чечне исламский экстремизм, который чужд местным традициям.
Малик Сайдулаев называет Аслана Масхадова законным президентом Чечни. В то же время он говорит, что Масхадов трус и не обладает характером, необходимым для руководства Чечней, поскольку в свое время он не смог порвать с такими людьми, как Басаев и Хаттаб, ввергнувшими страну в новую войну. По его словам, Масхадов стал игрушкой в их руках. Сайдулаев выступает за то, чтобы Масхадов и большинство полевых командиров согласились подписать какое-либо мирное соглашение с Москвой в обмен на изоляцию меньшинства, стоящего за такими людьми, как Басаев и Хаттаб. "80% полевых командиров придерживаются такой же точки зрения и я беседовал с Масхадовым на эту тему",- говорит он. Сайдулаев поддерживает также контакты с российскими политиками и военными. По его словам, в ближайшие десятилетия Чечня должна оставаться в составе России. Он считает, что независимость для чеченцев - не главное. На карту поставлено выживание чеченцев, как нации.
В результате войны большинство чеченцев живет за пределами Чечни. Нация расколота, появились даже религиозные разногласия. "Если так будет продолжаться и дальше, будущие поколения перестанут быть чеченцами",- утверждает Сайдулаев. Его цель - восстановить согласие между чеченцами.
Однако выполнение этой задачи сопряжено с большими опасностями. В родном Алхан-Юрте Сайдулаева радикально настроенные чеченцы сожгли его дом. В Москве, утверждает он, его предложения встречают довольно холодно, что, возможно, еще более опасно. Война не признает центристов.