Каждое утро у посольств Германии и Австрии в Сараево выстраиваются длинные очереди. В отличие от Франции, эти две страны предоставляют визы молодым жителям Боснии и Герцеговины, желающим погостить за границей. А таких немало. Большинство кандидатов на выезд принадлежат к молодому поколению, которое, по логике вещей, должно обеспечить возрождение страны, глубоко травмированной войной 1992-1995 годов. Сегодня, спустя восемь лет после подписания Дейтонских мирных соглашений, размах этого явления не может не вызывать беспокойства у международного сообщества, пытающегося стабилизировать обстановку на Балканах.
"Без блата невозможно". Согласно результатам исследования, опубликованным осенью Организацией Объединенных Наций, около четверти граждан всех национальностей в возрасте от 15 до 30 лет хотели бы навсегда уехать из Боснии. Если учесть при этом, что еще 40% по экономическим соображениям хотели бы покинуть страну на время, а 13% изъявили желание учиться в зарубежных университетах, картина становится действительно тревожной: получается, что около 3/4 боснийской молодежи нацелено на эмиграцию.
Аниль принадлежит к числу именно таких молодых людей. Этот 22-летний боснийский мусульманин из Тузлы (север Боснии) собирается поскорее закончить учебу на экономическом факультете, "поработать два-три года в Сараево", а потом попросить визу на выезд в Германию. "Здесь нет никаких перспектив, - говорит он, понижая голос. - Если у тебя нет блата, невозможно получить ни нормальной работы, ни приличной квартиры". Пока что Аниль живет в университетском общежитии и подрабатывает охранником в ночных клубах, чтобы платить за учебу. "Через пятнадцать лет я вернусь", - обещает он. Но многие его друзья, которые говорили то же самое, до сих пор не вернулись.
Как и этот столичный студент, большинство молодых боснийцев оправдывают свое намерение уехать из страны экономическими причинами. Официально безработными считается 40% жителей Боснии и Герцеговины. "Если принять в расчет существование серой экономики, этот показатель нужно снизить до 20%", - отмечает Патрис Дрейски, глава экономического департамента представительства ооновской администрации в Боснии. Но здесь, как и на Западе, именно молодежь становится первой жертвой экономических неурядиц. "Экономическая и политическая система, зародившаяся после войны, не оставляет места для молодого поколения. Они сталкиваются с весьма темными правилами игры", - признает французский дипломат, намекая на поразившую страну коррупцию.
В коридорах Сараевского университета, часть которого по-прежнему занимают солдаты многонациональных сил НАТО, горстка студентов пытается мобилизовать энергию молодежи на что-то полезное. Мирсад Фазлич, руководитель одной из студенческих ассоциаций, собирается издавать газету, временное название которой - "Бунт". Он клеймит архаизм системы высшего образования. "Курсы лекций носят исключительно дидактический характер. Они не открывают возможностей для проведения дискуссий, - говорит Фазлич. - Необходимая реформа системы образования грозит затянуться надолго: на эту маленькую страну, разделенную на два региона (Хорватско-Мусульманскую Федерацию и Республику Сербскую. - Libération), которые, в свою очередь, разделяются на десяток кантонов, приходится целых 13 министров просвещения! При этом в каждом регионе свои учебные программы и свои дипломы".
Оказавшись в этой тяжелой ситуации, большинство студентов не протестует: молодежь либо молчит, либо готовится уехать. Молодежь жалуется на свое положение, но "категорически не желает ввязываться в политику", подчеркивает пресс-секретарь представительства ОБСЭ в Сараево Зинаида Делич, родившаяся на севере Боснии. Данные, опубликованные ООН, в какой-то мере объясняют причины такой аполитичности: 94% опрошенных молодых людей убеждены в том, что они не оказывают "никакого" или "почти никакого" влияния на политические события.
"В сознании молодых людей политика ассоциируется с войной", - вздыхает Ян Златан Куленович, руководитель Молодежного информационного агентства, финансируемого миллиардером Джорджем Соросом. "К тому же, - добавляет он, - страницы газет переполнены скандальными материалами на темы коррупции".