Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 февраля 2006 г.

Даниэле Мастроджакомо | La Repubblica

Инспектора обнаружили секретные документы. "У них есть все для атомной бомбы"

"Слишком много темных пятен, слишком много несоответствий", - говорит Олли Хейнонен, заместитель Генерального директора по вопросам осуществления гарантий МАГАТЭ, только что возвратившийся из Тегерана. "Существует по меньшей мере три противоречивых аспекта, по которым иранская сторона не дала нам убедительных ответов". Хейнонен уже подготовил документ, текст которого имеется в распоряжении газеты, и этот документ будет представлен сегодня утром на экстренном заседании совета управляющих МАГАТЭ.

"Внутри центрифуг обнаружены следы урана, обогащенного в различной степени; на протяжении пяти лет самое современное оборудование не использовалось; обнаружены документы, в которых содержится описание, как следует плавить металлический высокообогащенный уран, этот процесс осуществляется исключительно при создании ядерного оружия". Итак, Иран в состоянии создать атомную бомбу? Заместитель генерального директора МАГАТЭ разводит руками: "Именно это мы и пытаемся понять. У нас серьезные сомнения относительно истинных намерений Ирана в отношении своей ядерной программы".

Американский дипломат делает менее осторожные выводы: "Хейнонен сообщил мне, что нет сомнений в военной направленности иранской ядерной программы. Они уже приступили к созданию компонентов ядерных боеголовок и проектируют баллистические ракеты".

В ожидании экстренного заседания 35 управляющих МАГАТЭ, которое пройдет сегодня утром в Вене, напряжение вновь резко возросло. Протесты Ирана против решения передать в СБ ООН ядерное досье - лишь последняя глава во все обостряющемся противостоянии. Соглашение, достигнутое между США, Францией, Великобританией, Россией и Китаем - пятью странами, обладающими правом вето, - предусматривает лишь "вербальное уведомление" Совета Безопасности. Это соглашение стало первым шагом в ожидании передачи досье, которое может состояться 6 марта, эту дату установила новая ассамблея МАГАТЭ. У Тегерана в запасе лишь месяц, чтобы подчиниться правилам: предоставить информацию, которую он часто скрывает или цедит по каплям, и снова запечатать предприятия, которые иранская сторона открыла 10 января.

Однако подозрений становится все больше. Появляются новые детали. Об одной из них рассказал Абдул Кадыр Хан, физик, которого называют отцом пакистанской атомной бомбы.

Конец 1980-х. Хан работал в Urenco, европейском консорциуме, который возглавляет нидерландская компания. Прежде чем уволиться, он похитил чертежи новых центрифуг для обогащения урана, P-2, и продал их на черном рынке. Документацию приобрели Ливия, Иран и, вероятно, Северная Корея. Компоненты центрифуг покупали в Европе, затем монтировали в Дубаи, ОАЭ. В 1995 году инспектора МАГАТЭ обнаружили 500 таких центрифуг на иранской АЭС в Натанзе. Это самая современная модель, P-2. Но странное дело - они до сих пор не распакованы.

У инспекторов возникло подозрение, потому что они обнаружили материалы, которых не должно было быть, и объявленные несуществующими спрятанные документы. В 2004 году они совершили внезапную поездку в Натанз, чтобы сделать заборы проб. Они взяли образцы пыли со старых центрифуг Р-1, использовавшихся в рамках ядерной программы, и нашли следы урана, обогащенного во все большей степени. Иран заявил, что ему ничего не известно по этому поводу и что центрифуги не новые, купленные у других владельцев. "Они, видимо, загрязнены прежними владельцами", - предположили переговорщики. Инспектора полетели туда, где центрифуги были собраны, но не обнаружили следов урана. В документе Хейнонена этот факт объясняется следующим образом: "Есть подозрение, что заражение произошло в Иране. Это наводит на мысль о том, что имел место процесс обогащения и что новые центрифуги Р-2 не распаковывались, чтобы направить следствие по ложному пути".

Но самые серьезные подозрения вызвал документ, найденный среди центрифуг. В нем рассказывалось, как обрабатывать газ Uf-6, чтобы превратить его в металл. Это последняя фаза процесса производства атомной бомбы. Газ трансформируется в твердый компонент, и получаются две полусферы, которые при контакте производят подрыв заряда. Иран заявил, что ничего об этом не знает. "Его прислали вместе с центрифугами, мы его даже не читали", - заявил глава иранской делегации.

Но Хейнонен обнаружил и другие документы, в которых говорится о приобретении оборудования (в том числе лазера и мобильной пусковой платформы), которое имеет двойное назначение: гражданское и военное. Профессор, заказавший эти устройства, исчез. Агентство считает его ценным свидетелем. Вчера Хейнонен настаивал: "Он может прояснить многие вещи. Мы требуем его допросить".

У Ирана есть месяц на размышление. Затем иранское досье будет передано в Совет Безопасности.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru