Неудивительно, что неонацисты с воодушевлением реагируют на тегеранские идеи
Британский отрицатель Холокоста и автор антисемитского чтива Дэвид Ирвинг все еще находится в Вене в ожидании начала суда над ним. Пока в немецких и австрийских журналах велись дискуссии по поводу целесообразности принятия чрезвычайного законодательства, слово взял гораздо более опасный антисемит - иранский президент Ахмадинежад. Своими отрицаниями массового убийства евреев и требованием стереть Израиль с карты мира он снова вызвал возмущение во всем мире. Не надо забывать, что речь идет о главе государства с 70-миллионным населением, четвертом в мире по поставкам нефти, и говорит он совершенно серьезно.
Так что сейчас это государство с катастрофически непредсказуемым руководством, жаждущим обогащать уран и, в конечном счете, получить атомную бомбу, дает достаточно оснований, чтобы озабоченность проявили не только США и Евросоюз, но также Россия и Китай.
Запланированная иранским министерством иностранных дел международная конференция "об истинных масштабах Холокоста" дала сигнал для начала телевизионной кампании против "сионистской лжи о шести миллионах жертв" (аятолла Али Мешкини).
Неудивительно, что неонацисты, например бывший член "Фракции красной армии" Хорст Малер или 92-летний Роджер Гароди, философ, бывший член политбюро французской компартии, а затем автор крайне правых и антиизраильских произведений, отреагировали на идею, поступившую из Тегерана, с воодушевлением.
Заявления в духе антисемитской травли и призывов к геноциду, которые Ахмадинежад произносит с циничной непринужденностью старого "революционера", плохи сами по себе. Но при этом исламское государство, руководимое исламской элитой, поддерживает врагов Израиля в Палестине и в Ливане деньгами и оружием. К этому добавляются "роковые сигналы" из Тегерана, как их воспринимает немецкий министр иностранных дел Франк Вальтер Штайнмайер, касающиеся обретения Ираном ядерного оружия.
Международное значение победы радикально-фундаменталистского "Хамаса" на палестинских выборах надо оценивать с учетом данных обстоятельств. Предупреждения министров ЕС о том, что без признания права Израиля на существование и без отказа от применения силы власти автономии не смогут рассчитывать на ежегодную финансовую помощь в размере более 500 млн долларов, по крайней мере в ближайшее время, похоже, не найдут положительного отклика. Уже первая реакция не предвещает ничего хорошего. Переговоры - да, но отказ от сопротивления, то есть террора, - нет, таков посыл руководства "Хамаса".
Смягчатся ли позиции "Хамаса" с приходом к власти, как ожидают некоторые ближневосточные эксперты? Конечно, это не исключено. Однако пока победа "Хамаса", как сказал писатель Давид Гроссман, последовательный борец за мир, поставила палестинцев и израильтян "в положение, кажущееся безвыходным".
Если подобное развитие событий приведет со временем большинство израильтян к отказу от умеренных и реалистичных позиций, это будет трагическим поворотом. Надо надеяться, что ясные принципы канцлера Германии произведут впечатление не только на других членов ЕС, но также на Москву и Пекин.
Фактор времени в отношении ядерных планов Ирана, так же как в предотвращении новой интифады на Ближнем Востоке, играет важную, возможно, даже решающую роль.