Россия требует от Германии выдачи трех находящихся в эмиграции чеченцев. Имеет ли она на это право, задается вопросом в сегодняшнем выпуске Der Spiegel корреспондент Штефан Берг.
Как отмечает издание, 2 июля 2008 года казалось, что одиссея чеченца Магомеда Дебирова подошла к своему счастливому завершению: административный суд Магдебурга принял решение признать врача, с 1999 по 2001 год работавшего на чеченских боевиков по своей специальности, беженцем. По его собственным словам, попав в плен к русским, он подвергался пыткам. Его доводы убедили немецких судей.
Но радость Дебирова длилась недолго, продолжает корреспондент: чеченец был арестован 23 октября. Верховный суд земли привел в исполнение приказ об аресте окружного суда Старопромысловского района Грозного от августа 2008 года. Дебирова обвиняют в воровстве при отягчающих обстоятельствах: он вместе с подельниками якобы украл дизельное топливо на сумму в 1815 рублей.
Судьбу этого человека, пишет корреспондент, будет решать федеральное ведомство по вопросам юстиции. "Однако чиновники сомневаются в намерениях России и поэтому отдали дело на рассмотрение в министерство юстиции и иностранных дел. Дело Дебирова приобрело государственный статус".
Корреспондент сомневается, можно ли доверять приказам об аресте, исходящим от государства, в котором комиссар по вопросам прав человека Совета Европы установил факт "пыток и жестокого обращения", и должны ли чеченцы, которых преследуют российские власти, классифицироваться как террористы или как борцы сопротивления. Это не первая спорная ситуация между Россией и Германией: к примеру, в 2002 году президент Путин требовал выдачи чеченской писательницы, описавшей свою борьбу с русскими в книге. Берлин тогда отказал, замечает Штефан Берг.
Однако на сей раз ситуация более драматична, поскольку Москва наряду с Дебировым требует выдачи еще двух чеченцев, которых обвиняют в серьезных преступлениях: одного - в убийстве, а другого - в подготовке покушения. При этом адвокаты опасаются за жизнь своих клиентов. Дело в том, продолжает издание, что влияние Рамзана Кадырова, ставленника Москвы в Чеченской республике, простирается вплоть до сердца Европы - об этом свидетельствует в том числе и убийство средь бела дня в Вене чеченского эмигранта Умара Исраилова, обвинявшего президента Чечни в личном участии в пытках.
В постановлении земельного суда о выдаче чеченца Дебирова говорится о том, что в силу подписанной Россией Европейской конвенции о выдаче проверка состава преступления "исключена". Не самая лучшая новость для Дебирова, считает корреспондент, отмечая, что Генпрокуратура РФ как раз не обнаружила фактов пыток, жестокого обращения и тому подобного в отношении чеченца.
Как говорится в недавнем докладе правозащитной организации "Мемориал", "как правило, осужденные из Чечни приговаривались к различным серьезным срокам на основе сфабрикованных обвинений". Подобные фальсификации подозревают и адвокаты трех граждан Чеченской республики, находящихся в Германии.