Вот уже восемь месяцев, как 31-го числа российская оппозиция выходит на улицы, протестуя против нарушения 31-й статьи Конституции РФ, гарантирующей свободу собраний, пишет сегодня немецкая taz. 31 января оппозиционеры собрались на Триумфальной площади в Москве на митинг, не разрешенный правительством Москвы, примерно 100 из 400 участников были задержаны.
По сравнению с предшествующими месяцами число митингующих удвоилось, рассказывает автор публикации Клаус-Хельге Донат. Также впервые акцию поддержали все основные российские правозащитные организации. Среди задержанных оказались лидер движения "Солидарность" Борис Немцов, председатель "Мемориала" Олег Орлов и представитель движения "За права человека" Юрий Джибладзе. На этот раз милиция не тронула 82-летнюю Людмилу Алексееву, главу московской Хельсинкской группы, хотя в декабре она подверглась грубому задержанию.
До сих пор, продолжает Донат, российское общество не испытывало необходимости публично защищать свои интересы. За десять лет пребывания Владимира Путина у власти ограничения политических прав компенсировались расширением частных свобод. Негласная договоренность - отказ от активного участия в политике взамен на рост благосостояния - действовала, пока в страну рекой текли нефтедоллары. Ситуация изменилась с началом экономического кризиса. Произвол властей также мобилизует готовность граждан к самообороне. В этом отношении показательно выступление жителей поселка "Речник", где дома сносятся без предоставления жителям другого жилья, пишет немецкий журналист.
31 января оппозиция вышла на улицу во многих городах, причем в отличие от Москвы и Петербурга там митинги запрещены не были. Мэры и губернаторы не чувствуют в протестах непосредственной угрозы - недовольство граждан обращено против власть имущих в Москве. Для провинциальных политиков, считает Донат, это еще и возможность вырваться из тисков Кремля. Так, сообщает он, семитысячная демонстрация в Калининграде, которая сначала была направлена против повышения налога на автомобили и роста коммунальных платежей, вылилась в политический протест. На нескольких транспарантах можно было увидеть даже требование отставки премьер-министра Владимира Путина. Путин еще крепко держится в седле, однако этот сигнал - повод для волнения, полагает автор статьи.