По мнению политолога Фолькера Пертеса, специалиста по Ближнему Востоку и директора берлинского Фонда науки и политики, молодое арабское население, ставшее движущей силой последних событий в Тунисе и Египте, пробило "стену страха", но не имеет пока своей политической программы. Интервью с экспертом публикует австрийская газета Der Standard .
Опытные политики с международной известностью типа Мухаммеда аль-Барадеи сегодня востребованы в Египте в качестве переходной фигуры, способной при поддержке военных обеспечить мирное разрешение кризиса, считает Пертес.
Он полагает, что "Братья-мусульмане" практически проспали революцию: они были к ней так же мало готовы, как и сам режим. "Братья-мусульмане" являются популистской организацией, заинтересованной в расширении своего базиса, но не стремящейся любой ценой воплотить экстремистские идеи. Сегодня их исламистские лозунги не востребованы, и поэтому они лишь пассажиры, но не машинисты на этом поезде", - говорит политолог.
В то же время Фолькер Пертес обращает внимание на особую роль молодого поколения в будущем развитии Египта. "Пока это скорее поколение, а не политическая группа", - считает он. "У них нет программы, они концентрируются лишь на требовании отставки Мубарака. Поэтому многие из них довольны, что существуют такие люди, как аль-Барадеи, способные сформулировать требования. Это поколение в арабском мире в будущем назовут Поколение-2011 - так же, как мы в Европе говорим о Поколении-68".
Как считает политолог, молодое поколение египтян сегодня стремится преодолеть свою маргинализацию. В Египте эти люди в большей степени олицетворяли борьбу за права человека, а не борьбу за смену власти. "Речь шла о рабочих местах, социальных правах, свободе мнений, но не об идеологии или власти", - утверждает Пертес. "Политической силой это поколение стало лишь в связи с событиями в Тунисе. На его примере все увидели, что поколение, исключенное из социализации, но объединенное своей крепкой внутренней сетью, имеет шанс что-то изменить".
По словам эксперта, в Тунисе была разрушена "стена страха", а дальнейшие события в Египте явили собой "разрушение политической плотины", целое поколение взяло на себя смелость самостоятельно решать свои проблемы. Впрочем, подчеркивает эксперт, это не означает, что подобным образом падут и другие автократические режимы - в Саудовской Аравии или ОАЭ.