Россия при поддержке Китая и Индии все еще защищает Асада в ООН, но ее дипломатическая риторика не означает, что переговоры на неофициальном уровне не ведутся, указывают эксперты, ведь Саддама Москва в конце концов "бросила". Путин боится очередного прецедента по свержению режима извне - как бы самому не оказаться в подобном положении, пишут СМИ.
"Тупиковая ситуация в ООН по Сирии означает, что кровопролитный конфликт режима Башара Асада с его вооруженными оппонентами может продлиться до тех пор, пока Россия не сочтет, что сирийский президент больше не продержится", - пишет The Christian Science Monitor.
Уэйн Уайт, аналитик Ближневосточного института в Вашингтоне и бывший планировщик политики Госдепа, полагает, что режим Асада "обречен", но добавляет, что русские "пока не готовы принять это - и это то место, где они отчаянно пытаются защищать свои интересы".
СБ ООН обсуждает две соперничающих резолюции по Сирии, напоминает корреспондент. Одна из них при поддержке Лиги арабских государств и западных держав, включая США, призывает Асада уйти, а другие политические силы - договориться об урегулировании. Предложение российской стороны предусматривает прекращение насилия в ходе переговоров между правительством Асада и оппозицией.
Совет Безопасности ООН бессилен: "Россия при поддержке Китая и Индии все еще защищает Асада и блокирует конструктивные действия", - говорится в статье The New York Times. По мнению издания, контрактами о поставках оружия Дамаску Москва дорожит больше, чем сирийским народом.
Россия, Китай и Индия не хотят допускать вооруженной интервенции в Сирии. Госсекретарь Клинтон заверяет, что никто не намеревается осуществлять интервенцию. Газета предлагает выход из тупика: "Наверняка сравнительно легко написать резолюцию, исключающую применение военной силы, при условии, что Россия не ловчит".
Тем временем ЛАГ усиливает международное давление, пишет обозреватель The Financial Times Дэвид Гарднер. Одна из причин - желание Саудовской Аравии и стран Персидского залива навредить Ирану, парализовав его сирийского союзника. "Как и в Ливии в прошлом году, арабы создают региональное прикрытие для потенциальной операции международного сообщества", - говорится в статье. Включенное в проект резолюции ООН требование отставки Асада - почти что призыв к смене режима.
По мнению автора, российские дипломаты отлично осознают это обстоятельство. "Несмотря на их риторику, они общаются с сирийскими оппозиционерами и, если верить последним, внимательно рассматривают предложения ЛАГ", - говорится в статье. На взгляд автора, главное для России - сохранить базу в Тартусе, поэтому ей придется в итоге "найти общий язык с будущим Сирии", ибо "клан Асадов перестал быть долгосрочным вариантом".
В интервью Le Journal du Dimanche главный редактор журнала Défense французского Института высших исследований национальной обороны Ришар Лабевьер сказал, что "Россия больше не хочет пассивно содействовать установлению западных порядков в стране посредством гуманитарного вмешательства".
Эксперт отметил, что Сирия остается важным стратегическим партнером Москвы: на ее территории имеется единственная опорная военно-морская база в Средиземном море и на Ближнем Востоке, способная принимать эскадры и боевые атомные подлодки. Кроме того, Сирия - крупный клиент российского военно-промышленного экспорта.
Противодействие России принятию резолюции Совбеза, требующей смены режима, не означает, что переговоры на неофициальном уровне не ведутся, указал он. "На данный момент Россия защищает союзника Башара Асада, но (...) в иракском вопросе Россия поначалу отстаивала аналогичные позиции, а впоследствии они существенно изменились. Можно даже сказать, что она бросила Саддама Хусейна. Поэтому дипломатический торг продолжается, и нельзя утверждать, что позиция России не изменится, если она получит компенсацию в других вопросах, например в освоении Арктики", - полагает Лабевьер.
"По данным оппозиции, в Сирии каждый день погибают до ста человек, а Москва как ни в чем не бывало продолжает сопротивляться резолюции Совбеза ООН", - пишет Die Welt. При этом, утверждает автор статьи Даниэль Дилан-Бемер, "в этот раз Запад совершенно не планирует военного вмешательства, потому что слишком велика опасность войны с покровителем Сирии - Ираном".
По словам автора, "на самом деле Россия боится прецедента, который позволит свергать режимы извне, если они могут удержаться у власти только с помощью насилия. Путин думает, что сам может когда-нибудь попасть в эту ситуацию, причем скоро". Этот страх проявляется в дипломатическом маневрировании Москвы.
"Если гражданская война в Сирии затянется, немногочисленные союзники глубже увязнут в ситуации или противоречие между суннитами и шиитами станет более взрывоопасным, дело грозит обернуться обширным пожаром", - предостерегает Бемер.
Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин отказывается поддержать резолюцию с требованием отставки Асада, напоминает в блоге на сайте The New York Times Роберт Макки, "но присутствие Чуркина в ООН - напоминание, что Россия играла кардинально иную роль в международных усилиях по прекращению конфликта в другой части бывшей Оттоманской империи - Боснии".
В 1994 году Чуркин в качестве эмиссара президента Ельцина убедил лидеров боснийских сербов выполнить ультиматум НАТО - убрать тяжелые вооружения с высот вокруг Сараево. Может быть, Россия и теперь одобрит миссию, задача которой - защищать мирное население и не допускать межрелигиозных конфликтов? Автор считает это маловероятным: "При Путине Россия занимает совсем иную позицию, чем при Ельцине". Также стоит помнить, что в Боснии, несмотря на усилия ООН, резня продолжалась, пока НАТО не стало бомбить позиции сербов, заключает Макки.
Также по теме:
Российские реалии (Sueddeutsche Zeitung)