1 января в 10:00 по московскому времени инженеры "Газпрома" получили приказ: "Остановить подачу газа!" За несколько дней до этого уже проводилась репетиция. На последней российской компрессорной станции перед украинской границей сократилась подача газа в западном направлении ровно на 15% - на тот объем, который до сих пор предназначался для снабжения Украины российским газом, 120 млн кубометров в сутки.
Телекамеры в Москве нацелились на пресс-секретаря "Газпрома" Сергея Куприянова. "Мы вынуждены остановить поставки", - сказал он. Последнее российское предложение оставить на три месяца цену на газ, вокруг которой идут споры между украинским правительством и "Газпромом" на прежнем уровне, если Украина затем согласится расплачиваться по ценам мирового рынка, было отклонено.
"Мы получили отказ, - заявил Куприянов, и это обстоятельство явно вывело из себя пресс-секретаря "Газпрома". - Это означает, что с самого начала украинские власти были настроены на конфликт, на то, чтобы начать с 1 января отбирать, а вернее, воровать газ".
Теперь, продолжил он, возникает опасность, что в конфликт будут втянуты и страны ЕС. Он сказал об украинском руководстве, что оно "крадет газ у европейских потребителей". "Мы были готовы пойти навстречу украинскому народу, обеспечив людям нормальные условия в зимний период", - заявил Сергей Куприянов. Что за роль он играл во время своего телевизионного выхода, роль пресс-секретаря концерна или официального представителя правительства, понять было невозможно. Ведь именно президент России Владимир Путин незадолго до окончания старого года предложил своему украинскому коллеге трехмесячный мораторий на цены.
Путин еще в субботу проконсультировался с российским Советом безопасности и председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером. Вслед за этим Путин предложил украинскому президенту Виктору Ющенко в течение следующих трех месяцев поставлять газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров, если Украина до полуночи согласится с новым договором о поставках по рыночным ценам. Иными словами, договор на второй квартал 2006 года подразумевал бы, что с апреля 2006 года Украина будет платить по 230 долларов за тысячу кубометров, примерно 460% от исходной цены.
Украинское руководство не согласно. В принципе признавая необходимость повышения цен, оно просит осуществлять его постепенно. Ведь четверть своих потребностей в газе Украина покрывает за счет российских поставок. В прошлом году их объем составил 24 млрд кубометров. Рост цен на газ не может не иметь отрицательных последствий для украинской экономики.
Пока что правительство в Киеве успокаивает население и само себя тем, что потребность в газе можно покрыть за счет увеличения объема импорта из Туркмении. Туркмения, ежегодно экспортирующая на Украину 36 млрд кубометров природного газа, является для страны важнейшим поставщиком. Однако "Газпром" готов перекрыть украинцам и этот источник: по информации из концерна, "Газпром" заключил контракт на поставку из Туркмении 30 млрд кубометров газа - по 65 долларов за тысячу кубометров. Свободных резервов у Туркмении уже не остается.
Теоретически эта сделка вполне может быть одним из направлений стратегии "Газпрома" в отношении Украины. В воскресенье правительство в Киеве сдержанно отреагировало на прекращение поставок российского газа. В новогодней речи Виктор Ющенко об этом даже не обмолвился. Он лишь сказал, что Украина, после того как она избавилась от диктатуры, готова бороться за свою экономическую независимость.
Критика раздается из украинского парламента. В эскалации конфликта виновато само руководство Украины, заявил спикер парламента Владимир Литвин. Еще в апреле прошлого года украинская сторона предлагала "Газпрому" упорядочить деловые отношения, уходящие своими корнями в советские времена. Россия поддержала эту инициативу, а теперь украинское правительство жалуется.
"У меня складывается впечатление, - сказал Литвин, - что это дело искусственно раздувается перед мартовскими выборами в украинский парламент". В предвыборной борьбе, считает он, Виктору Ющенко дорогой российский газ полезнее, чем дешевый.