С двойным председательствованием Германии - в ЕС и G8 - связаны большие ожидания. Не только сами немцы, но и правительства-партнеры возлагают на этот период значительные надежды, появляется большое число оценок деятельности правительства ФРГ, а также той роли, которая отводится Германии на сегодняшний день в Европе и мире. Конечно, не может не польстить тот факт, что мировое сообщество поверило в руководящие способности Германии.
Однако доверие становится в то же время бременем, которое быстро может смениться разочарованием. Поскольку федеральное правительство не сможет совершить в ближайшие месяцы чуда - даже при наилучшем раскладе для этого не хватит ни времени, ни сил. Самым реальным чудом стало бы то, если бы канцлеру и ее министру иностранных дел удалось найти успешный метод лечения для находящейся в коме единой европейской конституции.
Ключевые страны во власти своей внутренней политики
События, происходящие в мире, не будут считаться с приоритетами, устанавливаемыми Берлином. Многие страны, председательствовавшие в ЕС или G8, сталкивались с тем, что им приходилось в первую очередь справляться с кризисами, а на запланированные программы времени и сил не оставалось. Почему на этот раз все должно произойти иначе? Международная панорама конфликтов чрезвычайно обширна и представляет серьезную опасность. Берлин должен быть готов к эскалации в том или ином очаге конфликта. И федеральному правительству не стоило бы полностью полагаться на то, что в любом случае на его стороне окажутся сильные партнеры.
И все потому, что многие ключевые страны пребывают во власти своей внутренней политики - примером могут служить предстоящие президентские выборы во Франции. Да и в Америке своих проблем хватает. Это является одной из причин того, почему от Германии ждут так много: многие страны слишком заняты сменой своего политического руководящего персонала.
Непростые задачи ЕС и G8
Другими словами: частично эти ожидания не "заслужены", а просто навязаны. Правительство Германии в состоянии это понять, однако осознание этого не облегчает выполнения ежедневных задач. Правительства других стран не помогут берлинскому правительству выполнить его трудную работу.
Приведем три примера: единая конституция, отношения с Россией, а также с Ближним и Средним Востоком. Со второй и третьей проблемой правительство будет иметь дело в рамках своего председательства как в ЕС, так и в G8.
Большой парадокс европейской политики
При этом совершенно неясно, сколько выдержки и способности к генерированию идей потребует от госпожи Меркель и министра иностранных дел Штайнмайера проект по "спасению европейской конституции". Большинство европейских правительств хотели бы, чтобы они потратили на это максимум энергии. Однако этот договор, несколько хвастливо названный конституцией, не сможет вступить в силу в нынешней форме. Было бы более логично придерживаться его сути, но при этом искать пути объединения его скептиков и сторонников.
Возможно, еще важнее было бы приложить усилия к тому, чтобы вновь обрести ту поддержку, которую ЕС и процесс европейской интеграции в последнее время утратили. В этом и состоит большой парадокс европейской политики. ЕС по большому счету демонстрирует успехи, но в то же время число симпатизирующих ему неуклонно снижается. В "старой" Европе мало кто доволен последними шагами по расширению. Если совместная резолюция, которая будет принята по случаю 50-й годовщины подписания Римских соглашений, сможет стать позитивным импульсом, это будет большой победой.
Ожидания в отношении России
Большой победой было бы, если бы Европе и "старому" Западу удалось создать разумные отношения с Россией - отношения, в основе которых лежат интересы, не затуманенные риторикой стратегического партнерства. При Путине Россия вернулась к авторитарной системе, но с новым самосознанием: в отношениях с бывшими республиками Советского Союза Москва не слишком церемонится с выбором средств.
Перед Берлином стоит задача сформулировать однозначную "европейскую" политику. Однако к госпоже Меркель не стоит предъявлять в этом вопросе завышенных требований. Европейские правительства ошибаются, если полагают, что немцы должны в одиночку заставить хозяина Кремля свернуть с пути имперской внешней политики на путь демократизации. Сомнения в соответствии Москвы стандартам, предъявляемым членам G8, оправданны, но вопрос об этом уже решен раз и навсегда.
Хорошо для Европы, хорошо для всего мира
Удастся ли во время председательствования Германии возобновить ближневосточный переговорный процесс, неизвестно. Это уже пытались сделать другие - и потерпели неудачу. Однако в пользу успеха говорит то уважение, которым пользуется Германия, стремление к новому порядку в коалиции, а также важность задачи. Тем не менее, для решения этой задачи необходима стратегическая ясность и тесное сотрудничество с важнейшими партнерами. Не должны иметь место такие поспешные единичные акции, как недавно в отношении Сирии.
Функции председателя в ЕС и G8 подразумевают руководство и требуют его. Ничуть не меньше они подразумевают способность управлять и соблюдать баланс. В конечном итоге интересы и приоритеты всех партнеров совпадают в меньшинстве случаев. Было бы хорошо для Европы, да и для всего мира, если бы правительство Германии продемонстрировало свою способность к решению подобных задач.