Русские идут! Точнее, денежные русские едут.
Благодаря экономическому буму, подспорьем которого являются изобильные природные богатства, российские нувориши открывают для себя Японию - причем делают это с большим шиком.
Обычно эти туристы прилетают в Японию бизнес-классом и останавливаются в люксах элитных отелей, где стоимость номера может достигать сотен тысяч иен за одну ночь.
Некоторые любуются достопримечательностями горы Фудзи с борта арендованного вертолета, уединяются в суши-барах модного токийского района Гинза или сибаритствуют в "рётеях" - традиционных японских ресторанах в Киото.
В начале осени две российские супружеских пары - всем за 40 лет - совершили двухчасовой вертолетный перелет из Токио, чтобы вблизи полюбоваться величественной горой Фудзи на фоне ясного неба.
Нанятый ими фотограф, приехавший с ними из России, деловито делал снимки в разных ракурсах, меж тем как вертолет подлетал все ближе к 3776-метровому пику.
Как сообщили в турагентстве Eurastours Inc., которое организовало эту экскурсию, аренда вертолета с пилотом стоит около 300 тыс. иен в час.
Сотрудники другого токийского турагентства JIC Travel Center Co. припомнили экстравагантный однодневный визит неких юноши и девушки в ноябре 2005 года.
Эти брат и сестра из Москвы прилетели в аэропорт Нарита на частном самолете, примчались на автомобиле на Гинзу и покушали в элитарном суши-ресторане, пожелав делать это в полном уединении. Трапеза длилась два часа.
Снять весь ресторан стоит 10 млн иен. Отец этих юноши и девушки держит популярную сеть японских ресторанов, специализирующихся на суши и тэмпура.
По статистическим данным министерства юстиции Японии, в 2006 году в эту страну въехали 60 795 граждан России. Для сравнения: в 2002 году этот показатель составлял 24 тыс.
В Japan Airlines Corp. говорят, что на рейсах Токио-Москва и Москва-Токио в бизнес-классе часто преобладают не японцы, а граждане иностранных государств, в том числе россияне.
В 2005 финансовом году число иностранцев среди авиапассажиров резко возросло. Прежде в бизнес-классе преобладали японцы.
На некоторых рейсах до 80% иностранных пассажиров бизнес-класса - это россияне. Так, в начале ноября был рейс, где они занимали 55 из 56 мест в бизнес-классе.
Нобуюки Накамото, почетный профессор Университета Канагава, говорит, что все больше россиян посещает Японию либо для отдыха, либо в деловых целях благодаря российскому экономическому буму, которым страна в первую очередь обязана экспорту национальных богатств.
По словам Накамото, специалиста по российской культуре, японские рестораны сейчас растут в России как грибы, а японские мультфильмы приобрели популярность.
Россия - крупный добытчик сырой нефти, природного газа и редких металлов; с 2003 года ее экономика растет на 6% и более благодаря взлету цен на полезные ископаемые.
"Россия переживает строительный бум, так как и центральные, и местные власти купаются в прибылях", - поясняет Михаил Пискунов, владелец компании, которая экспортирует японское строительное оборудование.
В начале декабря 35-летний Пискунов вылетел из аэропорта Нарита в Москву, чтобы провести переговоры об экспорте японских мотоциклов, которые сейчас в России идут нарасхват.
Для Пискунова это была 10-я поездка в Москву за 2007 год. Его компания базируется в Фукуи.
Российские туристы, приезжающие в Японию, предпочитают такие достопримечательности, как Гинза, национальный парк Хаконе в префектуре Канагава, Киото и Нара.
В ноябре 68-летняя женщина из Москвы за 10 дней посетила Токио, Киото, Нару и другие города, заплатив за тур 500 тыс. иен. Она является сотрудницей одной компании и приехала с 12 друзьями. По ее словам, наибольшее впечатление на нее произвел замок Химедзи. В числе сувениров, которые она купила в Японии, - талисман "манеки-неко" (кошка, манящая к себе лапой).
"Я была в Индии и Индонезии, а также на Тайване, но мне хотелось бы вернуться в Японию", - сказала она перед вылетом из аэропорта Нарита.
По данным Eurastours, которое занимается поездками из России в Японию, многие россияне приезжают сами по себе или с семьями.
Сотрудник этого турагентства Сергей Стригунов сказал, что около 30% его российских клиентов принадлежат к социальному слою обеспеченных людей.
Пиар-менеджер токийского отеля элит-класса рассказал, что многие из его российских постояльцев проводят там около недели в номере люкс, стоимость которого исчисляется сотнями тысяч иен за ночь. По его словам, с октября 2006 года российских клиентов стало намного больше.
Хироки Хаяси из JIC Travel Center говорит, что в турагентство примерно раз в месяц поступает запрос от какого-нибудь российского клиента, интересующегося возможностью провести вечер в изысканном рётей в Киото.
Зимой среди россиян популярно катание на горных лыжах, часто в сочетании с отдыхом на курортах с "ротенбуро" - горячими источниками, где можно купаться под открытым небом.
По словам сотрудников турагентств, этот вид отдыха привлекает россиян, так как на Дальнем Востоке мало горнолыжных курортов, которые были бы хорошо оборудованы и предлагали широкий ассортимент услуг в комфортной обстановке.
В отеле Naeba Prince на лыжном курорте Наэба в Юдзаве, префектура Ниигата, число российских постояльцев в финансовом 2006 году возросло до 1600, тогда как четырьмя годами раньше их было примерно 60.
Отель рассчитывает обслужить в этом сезоне, завершающемся в конце марта, более 2 тыс. таких постояльцев. Ночь в отеле стоит примерно 20 тыс. иен с человека. В стоимость включены завтрак, ужин и "проездной" на подъемник.