В нефтяных монархиях Персидского залива возрастает боязнь того, что продолжающаяся нестабильность в регионе отрицательно скажется на благосостоянии нефтяных шейхов и их подданных. Так, в декабре на ежегодном саммите Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) эмир Катара предупредил глав Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов и Омана о "серьезной угрозе" безопасности и росту экономики. Имелся в виду не только Иран с его стремлением играть первую роль в регионе - в первую очередь речь шла о провале Вашингтона в деле стабилизации положения в Ираке.
Испытав горькое разочарование в ближневосточной политике президента США Буша, государства GCC, бывшие десятилетиями самыми тесными союзниками Вашингтона, под руководством Саудовской Аравии ищут новые стратегии и новых союзников. При этом правители-сунниты делают, с одной стороны, ставку на диалог с пугающим их соседом, шиитским Ираном, а с другой - на новых друзей, прежде всего на Россию.
Впервые иранский президент получил возможность изложить свои стратегические представления на саммите GCC. Предложение президента Ахмадинежада о заключении с государствами Персидского залива пакта о гарантиях безопасности, "базирующихся на справедливости и исключающих иностранную интервенцию", было встречено вежливо. Однако недоверие в отношении иранской великодержавности сидит глубоко, пусть даже, согласно недавней информации американских спецслужб, Тегеран остановил военную ядерную программу в 2003 году. Теперь за ядерную программу также взялась Саудовская Аравия.
С момента основания королевства правящая династия саудитов видела в США важнейшую державу-гаранта своего политического существования. Но, в особенности после начатой Соединенными Штатами в 2003 году войны в Ираке, трещина в отношениях союзников растет. Саудовские властители не могут не считаться с растущим ожесточением арабского мира, вызванным американской политикой. Суннитского короля Абдаллу более всего возмущает весомая поддержка Вашингтоном проиранского премьера-шиита Малики в Ираке. Его также волнует, что американцы могут договориться с Тегераном о пакте, который гарантирует значительное влияние исламскому государству Междуречья.
На этом фоне интенсивные дипломатические сношения Эр-Рияда и Москвы, имеющие место в последнее время, приобретают большое значение. Наблюдатели уже говорят о грядущей "новой эре" в отношениях России не только с Саудовской Аравией, но и со всеми государствами GCC. Саудовский министр обороны принц Султан во время недавнего визита в Москву фактически подал сигнал о том, что возможно окончание военной и стратегической зависимости королевства от США. До сих пор саудиты как "стражи самых священных источников ислама" отрицали Россию так же, как когда-то коммунистический Советский Союз. Однако теперь султан, один из наиболее последовательных друзей США в королевском доме, первым среди высоких представителей саудовского режима воззвал к новому сотрудничеству между Москвой и Эр-Риядом, чтобы остановить "безумную и кровавую" бойню в Ираке. Одновременно султан подчеркнул: "Мы довольны политикой России", которая сегодня снова широко воспринимается в регионе как "друг арабов".
"Эр-Рияд посылает ясные сигналы Западу о том, что Россия - это потенциально желанный партнер в области безопасности, - говорится в анализе Научно-исследовательского центра Персидского залива в Дубае. - Абдалла больше не рассматривает США как единственную политическую и военную силу, доминирующую в Персидском заливе. Российская ближневосточная политика близка к тому, чтобы достичь самого большого успеха за весь постсоветский период". Речь идет, прежде всего, о продаже вооружения на сумму в несколько миллиардов долларов, поскольку США, которые вместе с Европой являются традиционными поставщиками вооружения в Саудовскую Аравию, постоянно ощущающую его нехватку, вот уже несколько месяцев медлят с ответом на многомиллиардный запрос Эр-Рияда. В противоположность Вашингтону Кремль готов поставлять королевству свое оружие - танки T-90, боевые и транспортные вертолеты, БМП, ракетные системы - и без всяких условий.
Если Эр-Рияд прекратит покупать оружие у Вашингтона, то другие государства GCC, которые с некоторого времени все чаще бросают взгляд на Москву, тоже последуют его примеру - и тем самым все более будут выходить из-под зависимости американской сверхдержавы.