После чуть ли не эйфорического начала 2007 года западные биржи растеряли почти весь - а может быть, и весь - прирост, полученный с лета. Начиная с августа кризис ипотечных кредитов с высокой степенью риска в Соединенных Штатах дестабилизировал рынки. Индекс Standard and Poor's 1200 повысился на 7,74%, тогда как в 2006 году скачок составил 19%. Если рост индекса Доу-Джонса составил 6,43%, тенденция на основных европейских биржах была не столь заметна, за исключением Франкфуртской биржи (+22,29%).
Главный экономист Deutsche Bank Давид Нодэ подводит итоги и делает прогнозы на 2008 год, тогда как кризис ипотечного кредитования с высокой степенью риска все еще может перерасти в общий экономический кризис.
- Как вы оцениваете финансовый кризис после нескольких месяцев спада?
- Это тяжелый кризис. Как в США, так и в Европе большинство экономистов считают, что он еще тяжелее, чем крах 1987 года, кризис 1994-1995 и 1997-1998 годов. Никто так и не понял, что же произошло. Финансовые рынки признались в недостатке прозрачности и незнании относительных рисков этих сложных финансовых продуктов. Это очень сильно отразилось на банковской сфере. Рынок все еще опасается банкротства крупного американского банка. Кризис не завершился до сих пор. Ситуация очень нестабильна, может произойти что угодно. Этим объясняется изменчивость показателей.
- Однако на рынках акций не было обвала, хотя прирост начала года отчасти сократился...
- Текущая ситуация очень противоречива. Затронута финансовая сфера, а остальная экономика держится. В США сохранялся устойчивый рост. Удивительных показателей достигла Европа. Кроме того, предприятия хорошо работают, не особенно влезают в долги и приносят прибыль. Ситуация очень сильно отличается от ситуации 2001 года, и этим отчасти объясняется устойчивость мировых бирж.
- Может ли ситуация ухудшиться в 2008 году?
- Мы в растерянности. Единственный вопрос, стоящий перед нами, - это понять, начнется ли спад в США. Сегодня мы скорее склонны полагать, что не начнется. По нашему мнению, американская экономика будет развиваться значительно медленнее, но показатели роста все же будут положительными. У нас есть ощущение, что центральные банки намерены сделать все необходимое, чтобы не допустить распространения кризиса. Они даже готовы забыть об опасности инфляции.
- Что они предпримут?
- Американская Федеральная резервная система (Fed) должна в 2008 году дважды снизить процентную ставку на 0,25%. Это придаст стимул развитию экономики. Мы считаем, что в Европе Центральный банк (BCE) сделает то же самое, потому что он столкнется с крайне неприятными сюрпризами в связи с ростом зоны евро. В Старом свете существует не только кризис кредитов с высокой степенью риска: сильный евро ставит предприятия в неблагоприятное положение. При вмешательстве центральных банков кризис и беспорядок на монетарных рынках к середине 2008 года должны урегулироваться.
- Значит, на рынках акций в этом году возможен рост?
- В США улучшение начнется в середине 2008 года. В Европе - на несколько месяцев раньше. В любом случае, краха в этом году не будет!
- В 2007 году кризис практически не коснулся бирж развивающихся стран, особенно в Азии. Является ли это признаком нового мирового соотношения сил?
- Это тенденция, выявленная кризисом кредитования с повышенной степенью риска. Отныне мировое экономическое развитие держится на странах с растущей экономикой. Сегодня рост экономики стран "большой семерки" может замедлиться, и это не повлияет на Индию и Китай. Есть и еще один спасительный фактор для мировой экономики. В конце 2007 года китайский государственный фонд China Investment Corp оказал финансовую помощь американскому банку Morgan Stanley, пострадавшему от кризиса. Китайцы взяли на себя новую роль - роль спасителей мира!
- В 2007 году цена на нефть почти достигла 100-долларовой отметки, цены на другие виды сырья тоже значительно выросли. Не свидетельствует ли это о напряженности или даже перегреве экономики?
- Такой рост цен сам по себе не вызывает беспокойства. Это результат быстрого мирового развития, когда сырье является автоматическим стабилизатором роста. Рост цен нивелирует экономический рост. Напротив, при экономическом спаде цены на сырье снижаются, активизируя тем самым экономические механизмы.
- Рост немецкой биржи в 2007 году составил 22,29%, а французский CAC 40 остался на прежнем уровне (+1,31%). Свидетельствует ли это о недостаточной открытости французской экономики по отношению к странам с растущей экономикой?
- Возможно, но инвесторы ошибаются. Это оптический эффект. Если посмотреть на экспорт, французские предприятия не так умело, как немецкие, пользуются преимуществами мирового экономического развития. Однако французская экономика - это экономика услуг. Успехи предприятий измеряются не объемом экспорта, а объемом инвестиций. За последние пять лет внешние инвестиции французских компаний в три раза превысили тот же показатель немецких компаний. Да, они не экспортируют, но, чтобы быть ближе к быстрорастущим рынкам, они сами там обосновываются. Один из примеров - деятельность Carrefour в Китае. Французские предприятия не так сильно отстают, как это принято представлять. В 2008 году индекс CAC 40 может немного нагнать отставание.
Давид Нодэ - главный экономист Deutsche Bank