Войти в московское кафе "Жан-Жак" - все равно что попасть с оккупированной территории в укрытие бунтарей, считает корреспондент Financial Times Чарльз Кловер. Завсегдатаи - "эстеты в черных водолазках, объединенные своей нелюбовью к Кремлю и любовью к хорошим винам", как характеризует их автор.
Российское протестное движение, которое в декабре провело массовые митинги, называют "революцией довольных": участники - преимущественно высокооплачиваемые представители среднего класса, замечает автор. Многие из них были рады, что при власти Путина их доходы растут, но после нарушений на выборах они возмутились, что их голосами пользуются без разрешения.
"Нам просто небезразлично будущее страны. Но мы не являемся какой-то организованной политической силой", - говорит 24-летний Филипп Дзядко, известный радиоведущий. Он часто бывает в "Жан-Жаке".
Другой завсегдатай - 27-летний Илья Яшин, выступавший на митинге 24 декабря. "Здесь собираются "хипстеры" - молодые люди, которые выросли не в СССР и не понимают, зачем им чувствовать беспричинную признательность государству", - говорит он о кафе.
Со своей стороны, Кремль пытается изобразить этих революционеров снобами, которые не имеют связи с реальной Россией. "Россия больше, чем "Жан-Жак", - заявила в телеэфире директор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян.
Но не все так просто, считает автор. Российские интеллектуалы действительно снобы, так как столетиями смотрели сверху вниз на тупых правителей страны. Но в прошлом веке интеллигенция дважды - в 1917 и 1991 годах - массово "изменяла" власть имущим. "Это возымело ужасные последствия", - пишет автор.
На взгляд газеты, бунтарские разговоры также ведут в "Пушкине", где бывает Божена Рынска ("оппозиционный блоггер, московский аналог Кэрри Брэдшоу", характеризует ее Кловер), и в "Бублике", принадлежащем светской львице Ксении Собчак, которая выступила на митинге 24 декабря. Ходят слухи, что на митинг ходили Светлана Бондарчук и Полина Дерипаска, часто посещающие "Бублик".