Новый президент Дмитрий Медведев значительно отстает в рейтинге популярности от своего ментора Владимира Путина. Кланы вокруг обоих политиков ведут войну за теплые местечки и влияние в государстве
Не так-то просто выйти из тени своего крестного отца. А если этот крестный отец - Владимир Путин, это трудно вдвойне. И никто не знает сегодня больше о тяготах обретения независимости, чем Дмитрий Медведев. 2 марта 42-летний юрист был избран президентом России, 7 мая он официально вступил в новую должность. Через 2 месяца народ все еще продолжает делать ставки на Путина, теперешнего премьер-министра. Согласно результатам опросов, проводимых институтами исследования общественного мнения, ему доверяют 60-70% россиян. Медведеву никак не удается перешагнуть 40-45-процентный рубеж популярности декабря 2007 года, когда Путин назвал его своим преемником.
Два месяца - слишком малый срок для того, чтобы преодолеть уровень популярности, которым может похвастаться Путин, говорят одни. Пока Путин не уйдет из власти, это вообще невозможно, отвечают другие. Медведев и Путин договорились руководить страной в тандеме, что само по себе выглядит историческим экспериментом. По осторожности высказываний и взвешанной атмосфере публичных выступлений видно, что Кремль Медведева и Белый дом Путина еще заняты уравновешиванием властных полномочий. Наблюдатели сходятся на том, что сейчас существует угроза не столько конфликта между многолетними соратниками, сколько между малозаметными властными аппаратами, стоящими за их спинами.
Общественность анализирует сегодня каждое слово, произнесенное Медведевым, и гадает о том, не наметился ли со сменой поколения и более открытый дух. "Пока что все неясно, - считает Марианна Максимовская, бесстрашная ведущая телеканала RenTV. - Но это уже в какой-то степени витает в воздухе. По крайней мере об этом много говорят". По меньшей мере вовне Медведев позиционирует себя как демократ, приверженец либерализма в экономике, из-за чего многие забывают о том, что многие годы, будучи ближайшим доверенным лицом Путина, он вносил вклад в его политику.
Йога вместо боевых искусств
Сюда же относится и новый неофициальный стиль: кожаная куртка, джинсы, вязаный свитер. Западная поп-музыка. Вместо боевых искусств, которыми увлекается Путин, и стакана кефира в полночь - йога и чтение западной периодики в интернете по утрам. А во время выступлений - никаких словесных ударов ниже пояса, этих популярных в народе путинских приемчиков.
Запад уцепился за тиражируемый образ нового президента. После проходившего на прошлой неделе саммита в Сибири, руководство ЕС поблагодарило не только за физическое, но и за духовное радушие. При этом четкие контуры российской внешней политики еще не видны. Публицист Федор Лукьянов говорит о Cocktail Internacional: об отсутствии четкой позиции свидетельствуют и высказывания Медведева. Западная либеральная риторика вперемешку с жесткими выпадами в адрес Америки, сюда же относится и преемственность курса Путина, а также заверения в приверженности мультиполярному миропорядку. Последние значимые выступления в духе экономического либерализма были сделаны Медведевым несколько месяцев назад; зато в июне слово взял первый вице-премьер правительства Путина Игорь Шувалов, выходец из лагеря Медведева, и под аплодисменты западных предпринимателей заявил о снижении влияния государства на экономику.
За этим последовал выговор Путина. И сразу 480 компаний было отдано под контроль государственной корпорации во главе с коллегой Путина по спецслужбам. Путин обозначил свою территорию: по его словам, даже став премьером, он хочет сохранить за собой возможность общаться с народом в прямом телеэфире.
"Его губит телевидение"
Медведева не так любит камера, как Путина, считает политолог Дмитрий Орешкин. "Телевидение просто губит нового президента, - утверждает телеведущий Виталий Третьяков. - Его показывают с колхозницами или учениками. Он не знает, что с ними делать, он то целует их, то нет".
За кулисами Медведев ведет "тихую борьбу" с кланами в Кремле и сторонниками жесткого курса, констатирует Игорь Юргенс, глава Института современного развития. "Если в этой борьбе Медведев не создаст коалицию, он проиграет, как и все реформаторы до него".
Также по теме:
Эффект Медведева: симпатичный йог и фотограф (Обзор прессы)
Дураку воля, что умному доля... (The Washington Post)
Премьер Путин по-прежнему играет президентскую роль (The Wall Street Journal)