Эдвард Сноуден совершил неизбежный поступок - попросил политического убежища в России, пишет обозреватель New Republic Юлия Иоффе. "Я же вам говорила!" - восклицает автор, напоминая о своей статье, опубликованной на прошлой неделе Путин: Сноуден - "свободный человек". По мнению автора, США сами помогли этому "застреванию в российском болоте", так как надавили на Эквадор и другие государства, способные приютить Сноудена.
В понедельник Путин заявил, что Россия не выдаст Сноудена, но поставил условие: "прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам". Иоффе комментирует: "Что-о? С каких это пор Россия заставляет кого-то перестать "наносить ущерб нашим американским партнерам"? Это что, нарушение монополии России на травлю Соединенных Штатов?"
Иоффе тут же разъясняет: "Россия... ну, точнее, Путин... не относится к США враждебно, когда считает, что может посочувствовать положению США". Так, после терактов 11 сентября и бостонских взрывов Путин первым из мировых лидеров связался с американской стороной.
Российские власти активно следят за согражданами и иностранцами, продолжает Иоффе. Потому-то "Путин не одобряет работу Сноудена. Строго говоря, боится ее". В России слив информации типа той, которую раскрыл Сноуден, - уголовное преступление, приравненное к шпионажу. И Сноудена, и журналистов оштрафовали бы и посадили в тюрьму, не сомневается Иоффе.
"И все же поразительно, как Путин ухватился за случай, чтобы позиционировать себя и как мятежный "друг-недруг", и как заботливый союзник", - заключает Иоффе, полагая, что такое повторится нескоро.