Разоблачитель АНБ США просит продлить срок временного убежища в России. C начала эпопеи Эдварда Сноудена прошло больше года, однако в ней до сих пор остается много загадок, пишут мировые СМИ. Особенно интересно, где он был с 20 по 31 мая 2013 года.
Разоблачитель Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдвард Сноуден официально обратился в ФМС России с просьбой продлить срок временного убежища на год, сообщает корреспондент Daily Mail Стив Хопкинс. В случае удовлетворения запроса он сможет остаться в России еще на год.
В мае 2014-го Сноуден говорил, что предпочел бы вернуться в США, но будет просить о продлении пребывания в России. В июне он заявил в интервью бразильскому телевидению, что собирается попросить убежища еще в ряде стран, в том числе в Бразилии.
"Какими бы правдивыми ни были его [Сноудена] заявления о том, что Россия должна была стать промежуточным пунктом по пути в Латинскую Америку, они отвлекли внимание от до сих пор безответных вопросов о первой его остановке - в Гонконге", - указывает публицист Эдвард Джей Эпстайн в статье для The Wall Street Journal. Автора особенно занимает вопрос, где был Сноуден с 20 по 31 мая.
"Гонконг - необычный пункт назначения для беглеца из США. Сноуден мог направиться в Эквадор, Исландию, Бразилию, Боливию или в дюжину других стран, не имеющих с США договора о выдаче преступников. Вместо этого он полетел в конкретный административный регион Китая, который имеет подобное соглашение с Америкой и которое его суды активно применяют", - говорится в статье.
В недавно опубликованной книге "No Place To Hide" Гленн Гринвальд сообщает, что он и режиссер Лаура Пойтрас встретились со Сноуденом только через неделю после того, как тот прибыл в Гонконг.
"Логично предположить, что изначально Сноуден ехал в Гонконг встретиться с кем-то другим. Но с кем?" - задается вопросом Эпстайн.
3 июня 2013 Сноуден заявил в интервью Гринвальду, что с самого приезда безвылазно сидел в номере отеля Mira Hotel. Однако охранник гостиницы заявил журналисту, что в конце мая Сноуден у них еще не поселился.
Альберт Хо, один из адвокатов, нанятых для разоблачителя в Гонконге неизвестными лицами, рассказал журналисту The New York Times Киту Брэдшеру, что Сноудену помогал местный житель "с хорошими связями", с которым он познакомился еще до прибытия. Второй адвокат - Роберт Тиббо - рассказал, что сопровождал Сноудена в одну из подготовленных для него "явочных квартир", но отказался раскрывать личность его "опекуна".
Автор расследования обращает внимание на то, что версия, согласно которой пребывание Сноудена в Гонконге и России было импровизацией и чередой неожиданностей, не соответствует скрупулезности, с которой он провел кражу секретных материалов.
До 15 марта 2013 года Сноуден был сотрудником Dell и работал подрядчиком на базе АНБ в Гонолулу, занимаясь системой резервного копирования агентства. "Однако он уволился из Dell и устроился в фирму Booz Allen Hamilton, к сторонним подрядчикам, которые обслуживали компьютерные системы Центра обработки угроз АНБ. Здесь он мог получить доступ к главным сокровищам - списку компьютеров четырех вероятных противников - России, Китая, КНДР и Ирана - которые были взломаны агентством", - сообщается в статье.
"Он совершил кражу с большой точностью, в том числе похитив пароли, благодаря которым смог получить доступ к секретным данным. Нет никаких оснований полагать, что его бегство было спланировано с меньшей обстоятельностью", - заключает Эпстайн.