Иностранная пресса анализирует вчерашнее выступление Путина на совещании послов и постпредов РФ. Российский президент был менее эмоционален, чем во время "крымской" речи, видимо, не желая казаться агрессивным. Как отмечают обозреватели, Кремль выступил с примирительными жестами, хотя по традиции переложил ответственность за происходящее на Украине на Запад и на Порошенко. Редакции американских газет призывают не питать иллюзий и не провоцировать дальнейшую эскалацию российской агрессии "малодушной капитуляцией". Обозреватель NYT рассуждает об "уме и глупости" Путина, проявившихся на фоне украинского кризиса.
"Путин исчерпал свое желание вмешиваться на Украине?" - таким вопросом задается The Christian Science Monitor, анализируя вчерашнее выступление российского президента на совещании послов и постпредов Российской Федерации.
Позиция Путина по Украине не всегда совпадала с позицией его европейских коллег, отмечает московский корреспондент издания Фред Уэйр. "Однако Кремль выступил с примирительными жестами, особенно за последнюю неделю, что указывает на его возможную заинтересованность в переговорном процессе, который может привести к миру", - пишет издание.
"Все гадают, почему Путин не применяет войска [для поддержки повстанцев], - приводит Уэйр слова политолога Сергея Маркова. - Но Путин понимает всю тяжесть войны и хочет сделать все, что в его силах, для сохранения мира".
Путинский крен в сторону решения кризиса путем переговоров говорит о том, что он осознает, что Украина навсегда вышла из сферы влияния России, и должен по возможности спасти сильно потрепанные отношения Москвы с Западом, полагает Алексей Макаркин, директор Центра политических технологий.
"Едва ли Путин хорошо относится к Западу, но он понимает, что России не хватает резервов, - цитирует Макаркина Уэйр. - По сути Путин ходит по очень тонкой грани. Он должен найти пути защитить российские интересы, не заработав полномасштабную конфронтацию с Западом".
Как сообщает издание, в своей речи Путин подчеркнул, что ответственность - как военная, так и политическая - за возобновление боевых действий на востоке Украины может лечь лично на президента Петра Порошенко.
Выступая во вторник перед российскими дипломатами, Путин выглядел рассудительным и циничным. На этот раз в его выступлении не было стольких эмоций, как в крымской речи. По всей видимости, российский лидер не хотел казаться агрессивным, пишет политический обозреватель немецкой газеты Die Welt Юлия Смирнова.
Однако без излюбленного еще с советских времен риторического приема - обвинить другую сторону в том, в чем обвиняют тебя - не обошлось. Путин констатировал, что в мире увеличивается число конфликтов. В частности, "не срабатывает международное право, не соблюдаются элементарные нормы приличия". При этом относится это, согласно его точке зрения, вовсе не к роли Москвы в украинском кризисе, а к другим государствам, нарушающим международное право, комментирует журналист. Российский президент снял с себя ответственность за кризис на Украине и свалил вину на США. Таким образом, констатирует Смирнова, "Путин демонстрирует мировоззрение политика, травмированного развалом Советского Союза".
Обозреватель The New York Times Томас Л. Фридмен вспоминает, как в мае предположил, что Путин "моргнул". "Но, возможно, Путин всего лишь мигнул. Он не осуществил вторжение, но перебросил на Восточную Украину много оружия и агентов, чтобы подогревать сепаратизм в русскоязычных областях", - замечает автор. Он считает, что Путин боится новых санкций, а ЕС и США пора их ввести.
На взгляд автора, Путин "одновременно демонстрирует свою глупость и ум". Глупо думать, что Путин может иметь "ту же "сферу влияния", которую Россия имела в Центральной Европе при царизме". Наступила эпоха "народов влияния", и лидер должен либо заслужить сферу влияния своим поведением, либо занять ее силой. "На Украине Путин неспособен на первое и - пока - не осмеливается сделать второе", - говорится в статье.
Но одновременно Путин умен, пишет автор, ссылаясь на мнение аналитика Владимира Фролова в The Moscow Times. На внутриполитической арене Путин "уже получил дивиденды со своей политической стратегии на Украине", так как "перечеркнул любые существенные дебаты об альтернативном будущем России".
Как пишет редакция The New York Times, "для Запада жизненно важно не питать никаких иллюзий на счет того, что поставлено на кон".
Вероятно, российский президент не собирается аннексировать восточные провинции, но он полон решимости сохранить их под контролем России. "Ни повстанцы, ни Россия никогда не относились всерьез к переговорам с Киевом и западными посредниками", - пишет издание.
Соглашение с ЕС, подписанное Украиной, Грузией и Молдавией, является "обязательством Запада поддерживать их на пути к более высоким стандартам управления. Вашингтон и Брюссель прочертили линии и пригрозили серьезными санкциями, пришла пора показать серьезность своих намерений", - заключает NYT.
Как полагает The Washington Post, "отсутствие действий со стороны Запада после столь откровенной риторики станет малодушной капитуляцией, которая лишь спровоцирует дальнейшую эскалацию российской агрессии".
"Относительно хорошей новостью в последние недели было то, что Путин умерил агрессивность из страха санкций. Если никакой реакции не последует, он избавится от этого страха", - предупреждает американское издание.
Эксперты ХДС по внешней политике Германии Андреас Шокенхофф и Карл-Георг Вельманн требуют смены внешнеполитического курса Берлина по отношению к России. Дальнейшее сотрудничество должно зависеть от того, изменит ли Россия свою позицию в украинском кризисе или нет, сообщает Tagesspiegel. Евросоюзу и НАТО следует действовать более решительно, в том числе снижая энергозависимость европейских стран от России. Климат доверия "возникнет только тогда, когда Россия начнет вести себя со своими соседями на равных".