Наказать Францию, игнорировать Германию, простить Россию ? такова была лаконичная реакция американского советника по национальной безопасности Кондолизы Райс на противодействие этих стран второй войне в Персидском заливе.
Последний императив мы видели в действии во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На вчерашней пресс-конференции Джордж Буш и Владимир Путин называли друг друга друзьями.
Буш заявил, что разногласия по поводу Ирака укрепят отношения, Путин пообещал помощь в попытках прекратить распространение оружия массового уничтожения.
Тем временем во Франции Жак Ширак проводил встречу с лидерами развивающихся стран в преддверии саммита "Большой восьмерки" в Эвиане. Президент Франции воспользуется своей ролью председателя и сделает их требования ? открытие северных рынков для экспорта сельхозпродукции, прогресс на торговых переговорах в Дохе и помощь в борьбе со СПИДом ? главными темами саммита.
Две повестки дня, противоречащих друг другу? Не совсем, поскольку Америка играет ведущую роль в уменьшении бедности в Африке, а Франция отлично сознает опасности, которые представляют терроризм и страны-изгои, например, Северная Корея. Продолжающиеся трансатлантические разногласия, пожалуй, проявятся в короткий период, который Буш проведет в Эвиане прежде чем отправиться на Ближний Восток.
Речь в участвовавшей в войне Польше, публичное примирение с Россией, встреча в Иордании с Ариэлем Шароном и новым палестинским премьер-министром Махмудом Аббасом ? именно это, а не Эвиан американский президент считает главным в своем нынешнем турне.
В случае с Россией Вашингтон пришел к выводу, что, во-первых, у антивоенной позиции Путина были серьезные внутриполитические основания, а во-вторых, он по-прежнему остается полезным партнером в противостоянии терроризму и ядерным амбициям Ирана и Северной Кореи.
Герхард Шредер, который эксплуатировал антиамериканизм в ходе прошлогодней предвыборной кампании, с точки зрения американцев, виноват больше, но в Санкт-Петербурге его, по большей части, игнорировали, и то же самое будет в Эвиане. Ширак, виновный в том, что доверял Саддаму Хусейну больше, чем Бушу, и обрушился с критикой за поддержку американской операции в Ираке на страны Восточной Европы, претендующие на место в Евросоюзе, вызывает более серьезные подозрения.
Францию накажут, главным образом, сокращением сотрудничества в военной области. Какими бы ни были гладкими Эвианские коммюнике, взаимный антагонизм между Белым домом и Елисейским дворцом никуда не денется.