ВВС США ведут расследование по факту захоронения радиоактивных отходов на более чем 80 бывших и действующих базах, раскиданных по всей территории Америки. Многие из списанных баз перешли под гражданский контроль, как, например, военно-морская база Castle в Этуотере, Калифорния, где теперь находится новая федеральная тюрьма.
Эксперты ВВС по здравоохранению считают, что радиоактивные материалы, появившиеся в 1950-1060 годах в процессе производства и хранения ядерного оружия, не будут представлять непосредственной угрозы для здоровья общества до тех пор, пока места захоронения радиоактивных материалов останутся неприкосновенными. Однако их неприкосновенность гарантировать не может никто вследствие того, что некоторые из этих объектов уже много лет находятся в ведении гражданских служб.
Новая федеральная тюрьма в Калифорнии к востоку от Сан-Франциско, стоимостью 100 млн долларов, была построена на бывшей военно-воздушной базе Castle, причем как раз в той ее части, где в эру холодной войны хранились боеприпасы и, как полагают следователи Центра безопасности ВВС, ядерное оружие.
Замеры радиации на некоторых военных объектах США не проводились уже много лет. Поэтому в данный момент военные чиновники не могут сказать наверняка, где захоронены ядерные отходы и представляют ли места их захоронения опасность. Дебаты по этому вопросу вспыхнули с новой силой после того, как ВВС заявили о намерении превратить часть бывших баз в парки, школы и др., что потенциально может подвергнуть риску гражданское население.
В 1950-1960-х годах "предписываемым" методом захоронения радиологических отходов было закапывание в узких траншеях или запечатанных трубках, поскольку предполагалось, что низкий уровень радиации не способен проникать в почву. Захороненные на военно-воздушных базах материалы - это перчатки, защитные костюмы, ткани и прочие вещи, использовавшиеся в процессе хранения так называемого "незапечатанного" ядерного оружия - ранних устройств, в которых ядерный материал находился отдельно от ядерного заряда. По словам представителей ВВС, следы радиологических захоронений были потеряны из-за неточного ведения записей.
Между тем еще в 1972 году был составлен внутренний доклад ВВС (он освещался в Wall Street Journal), где указывались 46 объектов захоронений, включая базу Carswell в Форт-Уорте, штат Техас. Составители доклада рекомендовали представителям ВВС на местах внести изменения в процедуры на таких объектах и "не допускать их передачи под гражданский контроль без исследования возможности радиоактивного загрязнения".
Общее же количество баз, которое сейчас намерены исследовать ВВС, достигает 80.
На прошлой неделе ВВС сообщили федеральным и местным представителям Калифорнии, что на следующей неделе на бывшую базу Castle прибудет команда технических специалистов, которые исследуют возможное радиоактивное загрязнение территории, в том числе и зданий - чтобы убедиться, что они пригодны для гражданского использования. По словам представителей тюрьмы в Этуотере, тюрьма не содержит заключенных в бывших военных зданиях, однако использует некоторые строения для хранения припасов.
Также команда техсотрудников будет направлена на списанную базу Plattsburgh в штате Нью-Йорк. Особенно тщательно эксперты исследуют место хранения ядерного оружия - теперь там находится канадская компания Nexia Biotechnologies.
По словам Ленни Сигела, директора некоммерческого Центра общественного надзора за окружающей средой, который контролирует очистку военных объектов, ВВС поступили правильно, раскрыв информацию о ведущемся расследовании. В то же время, подчеркивает Сигел, расследование было бы более своевременно лет десять назад, когда многие из баз были только что закрыты и началась их очистка.
Между тем некоторые местные лидеры подозревают, что ВВС и на этот раз что-то скрывают. "Мы считаем, что они пытаются что-то утаить от нас", - отмечает Энджел Мартинез, создательница Southwest Workers Union, некоммерческой организации, которая на протяжении многих лет сражалась с ВВС за очистку базы Kelly в Сан-Антонио. На этой базе радиоактивные материалы погребены под площадкой для игры в гольф.
В докладе "Оценка общественного здоровья" (1999 год) говорилось, что этот объект не представляет угрозы для населения. Однако, по данным Мартинез, среди жителей этого района - по большей части, бедных выходцев из Латинской Америки - наблюдается повышенный уровень заболеваемости раком, диабетом и амиотрофическим латеральным склерозом. "Мы добиваемся очистки этой базы, - говорит она, - но нам твердят, что выкопать всю эту гадость очень дорого. Более всего остального их беспокоит стоимость". Что касается заболеваемости раком, то доказано, что некоторые формы рака действительно могут быть вызваны радиацией. Причины возникновения АЛС пока не изучены.
Представители ВВС заявляют, что максимальный радиоактивный фон на объектах с нетронутыми радиоактивными захоронениями составляет менее 0,4 миллиремы в год. Комиссия ядерного регулирования США называет опасной радиацию в 25 миллирем в год, а Агентство по охране окружающей среды - в 15 миллирем в год.
Представители предприятий, находящихся на территории бывших военно-морских баз, испытали шок, когда узнали о том, что ВВС поднимает этот вопрос только сейчас. Исполнительный директор Nexia Джеффри Тернер говорит, что ничего не знал о радиологических отходах. По словам Дэниэла Винеке, президента и исполнительного директора Plattsburgh Airbase Redevelopment Corp, его компания "еще раз оценит риски и примет окончательное решение после завершения расследования ВВС".
Кроме расследований на базах Castle и Plattsburgh ВВС планирует провести инспекции еще на трех списанных объектах: базах March в Риверсайде, Pease в Портсмуте и Carswell в Форт-Уорте. Именно на этих пяти объектах наиболее вероятно нахождение радиоактивных захоронений - к такому выводу представители ВВС пришли на основании документов и бесед с бывшим персоналом баз. В настоящий момент ВВС принимают решение о том, нужно ли инспектировать все оставшиеся 75 баз или можно ограничиться только действующими и списанными объектами, где ранее хранилось ядерное оружие.