Багдадцы, которые с очевидным неудовольствием узнали в минувшие выходные о назначении главой временного правительства проамериканского деятеля Аяда Алауи, сравнительно неплохо восприняли вчерашнее назначение племенного лидера Гази аль-Явара первым президентом постсаддамовского Ирака. 30 июня новому "суверенному" правительству предстоит сменить американскую администрацию и Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ), а также подготовиться к проведению выборов, намеченных на январь 2005 года.
Вскоре после объявления о назначении президента, которому предшествовали жаркие дискуссии между главой американской администрации Полом Бремером, представителем ООН Лахдаром Брахими и членами ВУСИ, по телевидению выступил Аяд Алауи. Он упомянул в своем выступлении всех своих 25 министров и поблагодарил коалицию за ее "самопожертвование" в Ираке. В свою очередь, новый президент, явно желая дистанцироваться от американских оккупантов, не упомянул в своем выступлении ни одного представителя коалиции.
Жестокая битва. Многие иракцы считают своей небольшой победой уже тот факт, что члены ВУСИ, изначально учрежденного Вашингтоном, "вынудили США согласиться" с их кандидатурой в президенты.
"ВУСИ выдержал жестокую битву с американцами и Лахдаром Брахими, которые хотели навязать нам Аднана Пачачи", - рассказывает курд Махмуд Осман, член Временного управляющего совета. Американский администратор, отмечает он, оказывал на ВУСИ "огромное давление". "Еще вчера Пол Бремер вызвал в свой кабинет Гази аль-Явара, где в присутствии Брахими сказал ему, что по кандидатуре президента решение принято и что выбор пал на Пачачи. Разгневанный Гази вышел из кабинета, хлопнув дверью. Позднее Пачачи, человек умный, понял, что он не должен навязывать себя таким образом: он будет слишком явно выглядеть как "человек американцев". Поэтому он сам решил снять свою кандидатуру, дав тем самым дорогу Гази".
Официально Пачачи сослался на "причины личного характера".
Крупное племя. "На этот раз иракцы победили вопреки воле американцев", - торжествует студентка багдадского университета.
"Гази аль-Явар - это образованный, современный и представительный человек. Он происходит из крупного иракского племени шаммар, среди которого есть и шииты, и сунниты. К тому же он иракец, как и мы все, а не коллаборационист, привезенный сюда американцами, - говорит 25-летний студент Захер Фарадж и добавляет: - Гази аль-Явар - бывший член партии "Баас", человек, умеющий держать людей в кулаке... А Ираку нужен сильный лидер".
Многие иракцы не сознают, что президентские функции, как они прописаны в принятой в марте временной конституции страны, будут в основном протокольными. "Все равно, - часто можно здесь услышать, - президентский пост в силу престижа, которым он обладает, остается самым важным".
"Передаваемый нам суверенитет будет неполным, - говорит другой студент, Омар Наджи. - Мы получим лишь 30 или 40% власти, остальные полномочия останутся в руках американцев. Но после выборов суверенитет должен стать полным, иначе иракцы взбунтуются".
Интервью, взятые арабскими телеканалами на иракских улицах, также дают основание думать, что относительно кандидатуры Гази аль-Явара в стране существует относительный консенсус: в качестве президента он устраивает и суннитов, и шиитов, и курдов.
Гази аль-Явар принадлежит к крупнейшему иракскому племени шаммар, которое возглавляет его дядя. Представители этого племени проживают практически по всей стране, а также в Кувейте и в Саудовской Аравии. Оно насчитывает около 3 млн человек. 46-летний Гази, хорошо владеющий английским языком, охотно именует себя сторонником сближения восточной и западной культур. Получив диплом инженера в американском университете Джорджа Вашингтона, он поселился в Саудовской Аравии, где создал процветающую телекоммуникационную компанию.
Когда в 1990 году Саддам захватил Кувейт, его дядя, шейх Мохсен аль-Явар, эмигрировал в Лондон в знак своего несогласия с этой акцией. Весной 2003 года, когда коалиция свергла баасистский режим в Багдаде, дядя вернулся в свою "вотчину" в Мосуле (Северный Ирак). Он велел вернуться в страну и своему племяннику. В июле Гази был назначен членом ВУСИ в соответствии с квотой для суннитов. Иракцам он стал известен главным образом после своего недавнего поступка: в прошлом месяце он громко и внятно потребовал от Пола Бремера покинуть президентский дворец в Багдаде, в котором после свержения Саддама был размещен главный штаб коалиции.