История с процессом над Михаилом Ходорковским является в первую очередь российской историей, а не еврейской. На карту поставлена не свобода евреев, а свобода в России.
Это объясняет, почему люди в России, которые устраивали демонстрации против этого процесса, обращали так мало внимания на "еврейский аспект" дела Ходорковского и сосредоточились на более масштабных вопросах - последствиях этого дела для российского общества.
Международные правозащитные группы говорили о закрытости дела Ходорковского и обвиняли правительство Владимира Путина в манипулировании судом для того, чтобы избавиться от политического противника.
На страницах независимых российских газет также выражается обеспокоенность тем, что Россия превращается в полицейское государство. Эти газеты стенают по поводу преследования правительством так называемых "олигархов", говоря не о том, что режим преследует евреев, а о том, что этот режим разрушает независимый бизнес, лишает политическую оппозицию источников финансирования и пугает публику.
Анисемитизм можно назвать как третий по значению среди мотивов правительства, после стремления заткнуть рот конкурентам и провести национализацию сверхбогатых компаний, таких, как нефтяной гигант ЮКОС.
Все же нельзя отрицать тот факт, что почти все, кого путинский режим избрал своей мишенью, - евреи. В России антисемитские настроения усиливаются и принимают все более открытые формы. Учитывая это, можно было бы ожидать, что еврейские организации будут настаивать, чтобы правительство обратило внимание на то, что антиолигархическая кампания приобрела антисемитский характер. Но этого не происходит, видимо, вследствие того, что еврейскими организациями в России (насколько их можно назвать организациями) руководит "Хабад".
Представители "Хабад" сказали в интервью Jerusalem Post, что "Хабаду" дали зеленую улицу на территории бывшего Советского Союза, после распада СССР, при условии, что "Хабас" сосредоточится на вопросах еврейства, а не на политике.
Так и произошло. На территории России и бывших советских республик институты "Хабад" стали инструментами для создания и возрождения еврейства, мало вмешиваясь или совсем не вмешиваясь в деятельность правительств постсоветских государств.
Главный раввин России, эмиссар "Хабад" Берл Лазар получил свой пост с подачи Кремля, с целью нейтрализовать более критично настроенных и политически активных лидеров других еврейских организаций. Лазар не часто высказывается по политическим вопросам, и во время аудиенций с российскими официальными лицами он главным образом просит правительство принимать больше мер по борьбе с антисемитизмом.
Есть некоторые опасения, что все российские евреи подвергнуться опасности из-за евреев-олигархов, но эти опасения невелики. В средствах массовой информации с трудом можно найти упоминание о том, что Ходорковский является евреем (у него только отец - еврей), или о еврейской национальности олигархов.
Олигархи, за исключением Ходорковского, покинули страну.
Владимир Гусинский - в Испании. Борис Березовский - в Лондоне. Леонид Невзлин и его партнеры Михаил Брудно и Владимир Дубов - в Израиле. Они вряд ли вернутся в Россию, и никакая из стран, в которых они сейчас проживают, не верит в справедливость предъявленных им обвинений. Эти люди потеряли деньги и свободу не вследствие своей еврейской национальности, а вследствие своего мощного бизнеса и их поддержки антипутинской оппозиции.