Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 июня 2005 г.

Эрин Арвеланд | The New York Times

Если ставить на Россию, то Кремль - фактор внезапности

Обвинительный приговор, вынесенный на этой неделе российскому нефтяному миллиардеру Михаилу Ходорковскому, поставил точку в длинной истории, сотрясавшей местную элиту, вывел из равновесия иностранных инвесторов и вызвал критику со стороны Белого дома.

Теперь инвесторы смотрят в будущее и думают о том, возможно ли повторение этого дела.

Во вторник московский суд приговорил бывшего главу нефтяной компании ЮКОС Ходорковского и одного из его партнеров к девяти годам заключения по ряду статей, от хищения до неуплаты корпоративных и личных налогов. Суд обязал осужденных уплатить более 600 млн долларов.

В связи с этим президент Буш заявил, что исход суда вызывает озабоченность, и он будет внимательно следить за ходом апелляции.

События вокруг ЮКОСа могут вызвать войну не на жизнь, а на смерть: генеральная прокуратура планирует предъявить осужденным обвинения в отмывании денег. А нефтяная компания, потерявшая миллиарды долларов своей рыночной стоимости, может начать судебную тяжбу с российским правительством.

Но вопрос сейчас в том, хочет ли Кремль играть роль в других секторах, помимо нефтегазового.

Товары широкого потребления, такие как продукты питания, одежда, электроника, пока не вызывают у Кремля интереса. Российская экономика растет, по прогнозам, рост в этом году составит 5,8%, что меньше прошлогодних 6,7%. Стабильный рост приносит прибыли таким компаниям, как United Technologies, продающая кондиционеры, пищевым гигантам Coca-Cola и Procter & Gamble и даже рекрутинговым фирмам вроде Kelly Services.

В 2004 году было продано почти 340 тыс. иностранных автомобилей; по данным Ernst & Young, это на 70% больше, чем в 2003 году.

Но такие сектора, как нефть и газ, оборонный комплекс, алмазы, драгоценные металлы и горнодобывающая отрасль, которые Кремль считает "стратегическими", могут оказаться западней для инвесторов либо из-за увеличения доли государства, либо из-за роста налогов.

"Ограничится ли государство только нефтью и газом или пойдет и в другие отрасли? Этого не знает никто, - заявил Джеймс Фенкер, глава стратегического отдела хеджевого фонда Red Star, работающего в России. - Например, российские металлургические компании не подвергаются такому налогообложению, как нефтегазовый сектор", который приносит в федеральный бюджет больше денег в связи с ростом цен.

"Ситуация может измениться, - сказал он, - но никто не знает, куда гнет правительство, что является стратегическим, а что нет".

В нефтегазовой отрасли королей делает Кремль, он сажает государственные компании на водительское место в самых лучших проектах; согласно новому законопроекту о полезных ископаемых, иностранным компаниям будет отведена роль миноритарных акционеров.

Российский министр природных ресурсов Юрий Трутнев на этой неделе дал понять, что у нефтяных компаний Exxon Mobil и ChevronTexaco есть шансы получить миноритарный пакет в крупном проекте - концессии "Сахалин-3".

Однако эти компании уже получили, а потом потеряли право руководить консорциумом "Сахалин-3", когда в прошлом году правительство аннулировало их лицензию. Теперь "Сахалин-3" объявлен стратегическим месторождением, следовательно, подпадает под действие нового закона. По мнению аналитиков, мажоритарный пакет, вероятно, получит государственная нефтяная компания "Роснефть".

"Отзыв лицензии и объявление нового тендера выворачивает наизнанку предыдущую ситуацию, когда Exxon Mobil был оператором, а "Роснефть" младшим партнером, - написал в обзоре для клиентов аналитик ОФГ Стивен О'Салливан. - "Роснефть", по-видимому, будет оператором, а западные компании - миноритарными партнерами, в чем, возможно, и заключается цель всего процесса".

Фаворитом портфельных инвесторов в России является уже не ЮКОС, прежний любимец биржи, а государственная газовая монополия "Газпром". Ожидается, что компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем газа, введет более либеральные правила для иностранных инвесторов.

Однако деятельность "Газпрома" пристально изучают такие инвесторы, как Вильям Браудер, являющийся акционером "Газпрома" через свой фонд Hermitage. В четверг Браудер обнародует 70-страничный доклад, в котором говорится, что расходы и долги компании увеличиваются, а производство не растет так быстро, как должно.

За первые девять месяцев 2004 года доходы "Газпрома" выросли на 24%, до 23,9 млрд долларов, а чистая прибыль увеличилась всего на 6%, до 4,3 млрд долларов. Эксплуатационные расходы выросли на 29% и составили 17,3 млрд долларов. "Газпром" увеличил заимствования, чтобы финансировать новые месторождения и трубопроводы, и в сентябре прошлого года его краткосрочные и долгосрочные долги составляли 20 млрд долларов.

"Газпромом" руководят скорее как министерством, а не как компанией, которая должна приносить максимальную прибыль", - заявил Браудер. Его фирма будет бороться за место в правлении "Газпрома" на общем собрании акционеров, назначенном на 24 июня.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru