Чем кончится крупнобюджетная криминальная драма с Михаилом Ходорковским в главной роли, было известно с самого начала. Бизнесмена приговорили к 9 годам тюремного заключения за налоговые методы, которые до сих пор открыто используются друзьями Кремля. Ходорковского осудили на 9 лет, но точнее - "на 9 лет или до тех пор, пока Путин не уйдет из власти".
Истинным преступлением здесь было убийство, хладнокровное покушение на российскую систему правосудия, которое совершили прокуроры по приказу "крестного отца", собственно Владимира Путина. Путин в этой картине не снимался, однако он был ее продюсером. Пока что мировая аудитория не дала однозначных отзывов на этот трагический фарс. Общественному возмущению сопутствовало безразличие мировых лидеров, которые, как обычно, воздержались от каких бы то ни было критических комментариев.
Приятельствующий с Путиным президент Буш не стал освистывать эту картину, хотя исправно делал это практически после всех недавних кремлевских постановок. К сожалению, вместо того чтобы поделиться собственным мнением на пресс-конференции во вторник, Буш заставил отдуваться своего пресс-секретаря Скотта Макклеллана. Сам Буш говорил от имени "людей в моей администрации", которые полагают, что Ходорковского сочли виновным еще до суда. Неужели господина Буша избрали на пост пресс-секретаря анонимных членов его администрации?
Далее Буш заявил, что будет "интересно" посмотреть, подаст ли Ходорковский апелляцию и как будет развиваться это дело. Я надеюсь, он получит удовольствие, хотя он наверняка отметит, что продолжения редко оказываются такими же интересными, как оригинальная постановка. Они обычно бывают даже более предсказуемыми, а уж в работах Путина так было всегда. Кремль даже не утруждает себя спецэффектами в стиле "Звездных войн": ниточки, привязанные к судейским марионеткам, были видны всем.
Хуже всего то, что, читая проповеди о распространении демократии, Буш повел себя нечестно по отношению к американскому обществу. В прошлом месяце на улицах Узбекистана лилась кровь, однако вместо того, чтобы выступить с осуждением, Буш отправил туда Красный Крест. США прилагают усилия к тому, чтобы не обидеть местного диктатора, президента Ислама Каримова, которого считают важным союзником в войне с террором. Буш попал в ловушку собственной размытой концепции этой войны. Если Саддама Хусейна нужно было свергнуть, потому что он убивал собственный народ, то как другой лидер, который делает то же самое, может быть союзником?
Столь же очевидны противоречия и в случае с Россией и судом над Ходорковским. Буш говорит, что он обеспокоен системой в России, однако эта система с точки зрения Кремля работает просто прекрасно. "Юганскнефтегаз", ключевое подразделение ЮКОСа, бывшей компании Ходорковского, в итоге было передано государственной компании "Роснефть", управляемой членами путинской администрации - путем сфальсифицированного аукциона. Миллиарды долларов от этой сделки таинственным образом исчезли. Дела в суде, которые были проиграны "Юганскнефтегазом", теперь, когда он стал частью "Роснефти", выигрываются. Рядом, в уголовном суде, где шел процесс ЮКОСа, судья с готовностью принимала показания осужденных преступников, приглашенных в качестве свидетелей обвинения, однако откровенно сбрасывала со счетов все, что говорили свидетели защиты.
***
Последнее средство в руках западных лидеров - это говорить о сотрудничестве России в сфере глобальной безопасности. Это тоже печальная шутка. Россия продолжает: (1) поставлять ядерные технологии Ирану; (2) поддерживать недемократические режимы в Узбекистане, Белоруссии и Туркменистане; (3) помогать Китаю укреплять его военный арсенал; (4) отказывается играть позитивную роль в ближневосточном мирном процессе. Сейчас Россия готовится продавать оружие Уго Чавесу в Венесуэлу, оружие, которое неизбежно пересечет границу и окажется в руках колумбийских партизан. Буш должен поступить честно и официально внести Путина в список "несовместимых с нашими идеалами, но необходимых" фигур наряду с Первезом Мушаррафом из Пакистана и египетским Хосни Мубараком.
"Серьезные опасения" Америки насчет России бессмысленны. Это шифр, дающий Путину понять: что бы ни происходило, мы не будем вмешиваться. Это стало еще яснее, когда Ричард Баучер из Госдепартамента заранее объявил, что администрация Буша не поддержит законопроект конгрессменов Тома Лантонса и Кристофера Кокса, нацеленный на исключение России из "большой восьмерки" на том основании, что она не придерживается демократических норм. Баучер мог бы с таким же успехом добавить: "Независимо от того, что делает Путин".
Если у кого-то еще оставались сомнения насчет состояния здоровья российской демократии, то спикер Думы Борис Грызлов недавно прояснил роль парламента. Когда его попросили прокомментировать отсутствие дебатов по поводу последнего предложения Путина об отмене некоторых выборов и о создании препятствий для оппозиционных партий, Грызлов ответил, что парламент - это не место для дискуссий! Когда ему указали на низкую оценку деятельности Думы общественностью, он снова проговорился, сказав, что парламент защищает президента от критики.
Оказывается, Грызлов, служа министром внутренних дел, сделал то, что от него зависело, чтобы защитить Путина. Его имя всплыло во время расследования ужасного эпизода в городе Благовещенске в 2004 году - речь идет о трехдневном милицейском погроме, когда избивали сотни человек, женщин насиловали, и только горстка офицеров была обвинена в жестоком обращении с людьми.
Одна правозащитная организация обнаружила, что действия милиции были основаны на указе, одобренном Грызловым 10 сентября 2002 года, который развязывает милиции руки в подавлении общественных "беспорядков" по ее собственному усмотрению в выборе методов. Неопределенная формулировка не проводит различий между террористами и мирными демонстрантами. К любому, кто угрожает общественному порядку, можно относиться как к террористу, включая использование боевых патронов и другую смертоносную силу.
Жесткая линия, проводимая в деле Ходорковского, приблизила нас к точке невозвращения: скоро у Кремля не будет иного выбора, кроме как применить эту смертоносную силу, чтобы остаться у власти. Все признаки свидетельствуют о том, что путинский режим не будет долго раздумывать, если понадобится пролить кровь на улицах России, чтобы сохранить свою хватку. Запад не может принимать решения за нас, за российский народ, но он может повлиять на цену, которую мы должны заплатить за то, чтобы в нашей стране воцарилась демократия.